Наши специалисты оказывают услуги по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения оператора по приему платежей в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.2009 г. "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Появились вопросы об услуге, задайте их эксперту в WhatsApp
По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 (Telegram, WhatsApp) или на электронную почту info@law115.ru
Обновления правил внутреннего контроля доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Правила предоставляются в формате .doc (MS Word).
Пример содержания правил внутреннего контроля оператора по приему платежей
Правила, разработанные нашими специалистами, включают в себя следующие шаблоны документов:
А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента:
- Анкета клиента физического лица.
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
- Анкета клиента юридического лица.
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
- Анкета бенефициарного владельца.
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
- Анкета представителя физического лица.
- Анкета представителя юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя физического лица.
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
- Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
Б. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:
- Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
- Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:
- Служебная записка о приостановлении операции клиента.
- Распоряжение о приостановлении операции клиента.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Уведомление о приостановлении операции клиента.
Г. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Д. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:
- Сообщение об операции (сделке).
- Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.
При отсутствии правил внутреннего контроля или их несоответствии требованиям законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ надзорные органы могут привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон №115-ФЗ) операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Поэтому операторы по приему платежей обязаны выполнять все обязанности, перечисленные статьей 7 Федерального закона №115 ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей приобретает право приниать платежи после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля.
Так согласно требованиям Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 г. №58 оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на специальный учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации в налоговых органах, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора о приеме платежей.
Далее оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.
Однако, в настоящее время согласование правил внутреннего контроля операторами по приему платежей с Росфинмониторингом не требуется. В частности об этом сообщил Росфинмониторинг в своем сообщении "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон №115-ФЗ, в части утверждения правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", что с 21.11.2011 г. согласование ПВК по ПОД ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется. Таким образом, сегодня организациям достаточно самостоятельно утвердить правила внутреннего контроля и назначить работника, ответственного за их выполнение.
При разработке правил внутреннего контроля оператором по приему платежей следует руководствоваться следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. №103;
- Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203;
- Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утв. приказом Рсфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. №59.
В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. №203 отдельные сотрудники оператора по приему платежей обязаны пройти обучение в форме целевого инструктажа:
лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, должно пройти обучение однократно до начала осуществления таких функций;
- руководитель организации (филиала),
- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета;
- руководитель юридического подразделения либо юрист организации.
Далее один раз в три года перечисленные сотрудники обязаны проходить повышение уровня знаний.