Юридическое сопровождение деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами
Юридическое сопровождение созданий бизне-модели по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Договор оказания услуг по приему платежей в соответствии с положениями Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Целевой инструктаж для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом с выдачей свидетельства установленного образца.
Комплексная помощь в подключении к Личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу и настройка рабочего места. Услуга оказывается дистанционно в любом регионе РФ.
Комплексный документ разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.2009 г. "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Объем правил внутреннего контроля более 130 листов.
- Должностная инструкция специального должностного лица.
- Приказ о назначении специального должностного лица.
- Трудовой договор со специальным должностным лицом.
- Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
- Согласие специального должностного лица на обработку персональных данных.
- Соглашение специального должностного лица о неразглашении информации содержащей персональные данные клиентов и сотрудников.
- Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
- Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
- Образец приказа о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
- Образец приказа о временном замещении специального должностного лица.
Документация по требованиям приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».
Консультирование по вопросам заполнения анкеты «Использование операторов по приему платежей в целях отмывания (легализации) преступных доходов и финансирования терроризма» в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Антикоррупционные документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013.
Документация по охране труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
Документация по Федеральному закону от 12 февраля 1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральному закону от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федераций» от 26 ноября 2007 №804.
Деятельность по приему платежей физических лиц
Деятельность по приему платежей от населения регулируется Федеральным законом РФ от 03.062009г. №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно которому под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Поставщик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, деятельность платежного агента ограничена исключительно приемом денежных средств, поступивших от плательщика, и передачей их поставщику.
Оператор по приему платежей для приема платежей обязан заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком. При этом, исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
С точки зрения ГК РФ, договор между поставщиком (исполнителем) и оператором по приему платежей является агентским договором (ст. 1005 ГК РФ). Соответственно, если между агентом и принципалом заключен агентский договор, предмет которого совпадает с предметом договора, указанного в ч. 1 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ, применительно к ст. 2 Закона 103 ФЗ принципал должен признаваться поставщиком, а агент - оператором по приему платежей, а, следовательно, на них распространяются требования ФЗ 103-ФЗ. Кстати, в рассматриваемом агентском договоре стороны вправе распределить полномочия по оформлению первичных учетных документов, а также от чьего имени они будут составляться с учетом фактических обстоятельств при исполнении обязательств друг перед другом и перед конечными потребителями.
Как указано в постановлении Верховного Суда РФ от 05.07.2016 №306-АД16-4262, из системного анализа приведенных норм следует, что действие ФЗ 103ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, и платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Аналогичная позиция отражена в постановлении Верховного Суда РФ от 10.06.2015 №304-АД14-3005.
То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный приемом платежей.
Для осуществления сбора платежей от физических лиц оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц, так называемых платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре.
Специальные банковские счета платежного агента и поставщика
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Таким образом, специальный банковский счет обязаны использовать:
- платежные агенты для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств, т.е. организации и предприниматели, осуществляющие прием платежей в пользу других организаций, обязаны использовать специальный банковский счет платежного агента №408;
- поставщики для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента.
Использование специального банковского счета является обязательным, а его отсутствие является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Данные требования, в том числе распространяются на управляющие компании в жилищной сфере, единые расчетные центры, принимающие платежи за коммунальные услуги.
Контроль за соблюдением платежными агентами (платежными субагентами) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) осуществляют налоговые органы.
Неисполнение обязанности платежными агентами по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет, согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В дополнение нужно отметить, что Банк России в методических рекомендациях от 02.04.2015 г. №9-МР требует от кредитных организаций уделять повышенное внимание к операция платежных агентов и поставщиков, в случаях когда платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам - заказчикам наличных денежных средств, которые "оплачивают" полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг).