Услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ и ФРОМУ) лизинговой компании в соответствии с требованиями Федерального закона №164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Гарантия 5 лет.
Для расчета стоимости разработки правил внутреннего контроля заполните, пожалуйста, онлайн-анкету.
Образец содержания правил внутреннего контроля
Обновления правил внутреннего контроля доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Видеоролик о правилах внутреннего контроля: структура, сроки утверждения, обновления и хранения
Правила предоставляются в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Наши преимущества:
- При заказе правил внутреннего контроля наши специалисты окажут Вам помощь в загрузке их в личный кабинет на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Правила внутреннего контроля подготовлены нашими специалистами таким образом, чтобы для сотрудников лизинговой компании они служили регламентом (алгоритмом действий) в конкретных ситуациях. Например, в правилах внутреннего контроля, подробно описаны действия сотрудников в случае выявления публичных должностных лиц среди лизингополучателей - физических лиц, пошаговые действия в случае отказа лизингополучателю в совершении операции, в случае приостановления операции лизингополучателя, в случае применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя и др.
- Мы заботимся о наших клиентах, поэтому при заказе правил внутреннего контроля мы предоставляем лизинговой компании примеры заполнения всех анкет (досье) лизингополучателя (физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, иностранной структуры без образования юридического лица), представителя лизингополучателя, выгодоприобретеля и бенефициарного владельца лизингополучателя, чтобы Вы не тратили время на поиски формулировок для каждой строки в анкете.
- Правила включают в себя положения публичных отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма на основании требований информационного сообщения Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 декабря 2018 г. «Об использовании результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма»
- Правила включают в себя положения отчета о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний.
- При разработке правил мы используем индивидуальный подход к каждой лизинговой компании. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом особенностей вида и масштаба деятельности лизинговой компании, её организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых лизингополучателям. Так, перед составлением правил нашими специалистами проводится анкетирование лизинговой компании и устный опрос представителей компании.
При отсутствии правил внутреннего контроля в лизинговой компании или их несоответствии требованиям законодательства о ПОД/ФТ и ФРОМУ надзорные органы в лице межрегиональных управлений Федеральной службы по финансовому мониторингу вправе привлечь лизинговую компанию и ее должностных лиц к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правила, разработанные нашими специалистами, включают в себя следующие первичные документы:
А. Документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента:
- Анкета клиента физического лица (пример заполнения).
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
- Анкета клиента юридического лица (пример заполнения).
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пример заполнения).
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
- Анкета бенефициарного владельца (пример заполнения).
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (пример заполнения).
- Анкета представителя физического лица (пример заполнения).
- Анкета представителя юридического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя физического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лицаю
- Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
Б. Документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:
- Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
- Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В. Документы для оформления приостановления операции клиента:
- Служебная записка о приостановлении операции клиента.
- Распоряжение о приостановлении операции клиента.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Уведомление о приостановлении операции клиента.
Г. Документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Д. Документы для оформления результатов проверки по перечням:
- Сообщение об операции (сделке).
- Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.
Особенности структуры и содержания правил внутреннего контроля лизинговой компании в Российской Федерации
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 октября 1998 года №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" к лизинговым компаниям (фирмам) коммерческим организациям относятся организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Таким образом, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лицо является лизинговой компанией (фирмой) при одновременном выполнении следующих двух условий: лицо является коммерческой организацией; лицо выполняет функции лизингодателя.
Выполнение функций лизингодателей законодательно закреплено в п. 1 ст. 4 Федерального закона №164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)": лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Факт осуществления деятельности в области финансовой аренды (лизинга) подтверждается договорами финансовой аренды (лизинга).
Каждая лизинговая компания обязана исполнять требования Федерального закона №115 ФЗ. В частности разрабатывать Правила внутреннего контроля, сдавать отчеты в Росфинмониторинг, вести работу в Личном кабинете. Наши специалисты оказывают юридической сопровождение по организации внутреннего контроля в лизинговой компании.
Лизинговая компания подлежит постановке на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Порядок постановки на учет в Росфинмониторинг установлен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 г. №58 (далее – Положение №58). Согласно п. 3 указанного Положения лизинговые организации обязаны втать на учет в территориальном органе Росфинмониторинга в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора лизинга. Для постановки на учет лизингодатель обязан предоставить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет.
При изменении сведений, содержащихся в карте, лизинговая компания в течение 5 рабочих дней представляет) в территориальный орган Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ лизинговые компании обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях ПОД/ФТ.
По новым правилам правила внутреннего контроля в лизинговых компаниях не представляются на согласование в Росфинмониторинг. Указанное правило действовало раньше и предполагало представлять ПВК по ПОД/ФТ в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения на согласование в Росфинмониторинг.
В целях осуществления внутреннего контроля в лизинговой компании должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее - ответственный сотрудник).
На должность ответственного сотрудника может быть назначено только лицо, отвечающее квалификационным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
К ответственному сотруднику лизинговой компании предъявляются следующие квалификационные требования:
- наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
Кроме вышеперечисленных обязанностей п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ предусматривает обязанность лизинговых компаний в рамках осуществления внутреннего контроля проводить идентификацию лизингополучателей, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев лизингополучателей.
Следующая обязанность заключается в том, что лизинговые компании обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях подлежащих обязательному контролю, предусмотренные статьей 6 Федерального закона 115 ФЗ.
Какое-то время в правоприменительной практике не был сформирован единый подход к оценке того, подлежат ли обязательному контролю авансовые и лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга). Например, информационном письме Росфинмониторинга (без реквизитов) была изложена следующая позиция. Поскольку договор финансовой аренды (лизинга) предусматривает не только передачу имущества (предмета лизинга), но и операции по осуществлению лизинговых платежей, обязанность представить информацию об операции возникает у лизинговой компании либо с момента предоставления (передачи) предмета лизинга лизингополучателю, то есть подписания передаточного документа, либо с момента поступления лизинговых платежей, в том числе авансовых, по договору (в зависимости от того, какое условие договора выполняется в первоочередном порядке).
Вместе с тем, существовало еще одно мнение по данному вопросу. Датой совершения операции некоторые считали дату заключения договора финансовой аренды (лизинга). Но в этом случае Росфинмониторинг и судебные органы были едины в своей позиции. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 г. по делу №А56-34535/2005 суд отказал обществу в признании незаконным решения Росфинмониторинга об отказе в согласовании правил внутреннего контроля, согласно которым датой совершения операций по получению (предоставлению) имущества по договору лизинга является дата подписания сторонами указанного договора, поскольку операции с денежными средствами и иным имуществом подлежат обязательному контролю лишь при фактическом получении или предоставлении предмета лизинга, стоимость которого равна или превышает 600 000 рублей.
Судебная практика складывалась противоречиво. Однако судебные органы постепенно начали вырабатывать единый подход к оценке того, что же является операцией по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Например, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 20.10.2005 по делу №А56-18483/2005 суд признал незаконным привлечение лизинговой компании к административной ответственности за непредставление сведений о 418 лизинговых платежах, сумма каждого из которых превышает 600000 рублей, поскольку обязательному контролю подлежат только операции по фактическому получению или предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды, стоимость которого равна или превышает 600 000 рублей. А получение лизинговых платежей не является самостоятельной сделкой, подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа. Или в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2006 по делу №А56-31065/2005 суд признал незаконным постановление уполномоченного округа о привлечении лизинговой компании к административной ответственности за непредставление информации о получении 954 лизинговых платежей, указав, что перечисление лизинговых платежей во исполнение договора финансовой аренды (лизинга) не является самостоятельной сделкой, а следовательно, не относится к операциям, подлежащим контролю со стороны уполномоченного органа. И, наконец, Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановлением от 14.06.2007 по делу №13570/06 сформулировал свою позицию и сделал вывод о том, что оснований для привлечения общества к административной ответственности за непредставление в уполномоченный орган сведений о получении им лизинговых платежей не имеется. Обязательному контролю подлежат только операции по фактическому получению и предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), стоимость которого равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Росфинмониторинг официально согласился с позицией Высшего арбитражного суда в пункте 1 информационного письма от 08.08.2008 №1. Операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. В целях Закона о противодействии легализации операцией, подлежащей обязательному контролю по договору финансовой аренды (лизинга), следует считать передачу (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее. Таким образом, датой совершения такой операции будет являться дата подписания документа, подтверждающего факт предоставления имущества в лизинг. Сведения о вышеуказанной операции должны быть представлены в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания передаточного документа.
В п. 2 информационного письма от 08.08.2008 N 1 Росфинмониторинг на вопрос о необходимости включения НДС в сумму операции по получению или предоставлению имущества дает разъяснение, что суммой операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) является стоимость предмета лизинга. При этом Федеральный закон №115-ФЗ не уменьшает сумму, о которой необходимо сообщать в уполномоченный орган, на размер налога на добавленную стоимость. В то же время существует судебная практика, отражающая противоположную точку зрения. Например, лизинговая компания передала в лизинг автомобиль стоимостью 595 000 рублей, а с учетом НДС - 702 100 рублей. Договором лизинга предусмотрено право выкупа лизингополучателем предмета лизинга по выкупной цене 702 100 рублей. По акту приема-передачи основных средств в лизинг передан автомобиль стоимостью 595 000 рублей. ФАС Северо-Западного округа оценил, как необоснованный довод Росфинмониторинга о том, что сумма, на которую совершена операция, включает НДС и за счет налога превышает 600000 рублей, в связи с чем эта операция подлежит обязательному контролю. Суд подчеркнул, что по спорному договору не произошло ни реализации имущества, ни передачи имущественных прав, поэтому НДС на стоимость предоставленного по лизингу автомобиля не начисляется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2005 по делу №А13-216/2005-08).
Итак, основанием для предоставления или получения имущества в лизинг является договор финансовой аренды (лизинга). Документом, подтверждающим факт предоставления имущества, является передаточный документ. При этом датой совершения операции по предоставлению или получению имущества является дата документа, подтверждающего факт предоставления имущества лизингодателем лизингополучателю. Однако на практике лизинговые компании сталкиваются с ситуациями, когда участники лизинговой сделки находятся в разных регионах и возникает необходимость направления акта приема-передачи, подписанного одной стороной, для подписания другой стороной. Дата возврата подписанного акта приема-передачи в лизинговую компанию может не совпадать с датой подписания акта и передачи имущества в лизинг. Позиция Росфинмониторинга по этому вопросу нашла свое отражение в п. 3информационного письма Росфинмониоринга от 08.08.2008 №1, в соответствии с которым досрочное представление информации в случае, когда лизинговые компании не имеют возможности своевременно информировать Росфинмониторинг об операциях по предоставлению или получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), например, когда передаточные документы подписываются в разных регионах, не является выполнением требований Закона 115-ФЗ. Только передаточный документ, подтверждающий факт предоставления и получения имущества в лизинг, является основанием для направления в уполномоченный орган необходимой информации, поскольку становятся известны все необходимые сведения для формирования формализованного электронного сообщения. Следовательно, обязанность по представлению соответствующей информации в уполномоченный орган возникает с даты, указанной в передаточном документе, и должна быть исполнена не позднее рабочего дня, следующего за указанной датой. Арбитражные суды соглашаются с позицией Росфинмониторинга, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 24.03.2005 по делу №КА-А40/1673-05 делает вывод о том, что днем совершения операции является дата подписания акта приема-передачи имущества в лизинг обеими сторонами - лизингодателем и лизингополучателем, эта дата указана в акте приема-передачи имущества в лизинг, и лизинговая компания обязана не позднее рабочего дня, следующего за указанной датой, предоставить информацию в Росфинмониторинг.
За нарушения требований законодательства о ПОД ФТ лизинговые компании несут административную ответственность. Так, например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2015 по делу №А40-142707/2014 лизинговую компанию оштрафовали на 70 000 рублей за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Как следует из материалов дела, лизинговая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В ходе проведения проверки Росфинмониторинга установлено, что лизинговая компания не состоит на учете в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу. В течение длительного периода идентификация клиентов, в том числе с использованием "Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности", не проводилась. Следовательно, лизингодатель не мог исполнить требования п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. В связи с тем, что лизинговая компания на учете в Росфинмониторинге не состояла, соответственно, у лизингодателя в течение длительного времени отсутствовала возможность доступа к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности", и следовательно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также возможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Правила внутреннего контроля в лизинговой организации не были разработаны. Таким образом, лизинговая компания в течение длительного времени осуществляла деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля, что свидетельствует об игнорировании норм Федерального закона N 115-ФЗ и свидетельствует об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган, что лишает возможности реализовывать на практике механизм осуществления оперативных превентивных мер по пресечению каналов легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
В ходе проверки также было установлено, что специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не было назначено.
В ходе проверки лизинговой компанией не были представлены документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников в форме вводного и дополнительного инструктажей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении лизинговой компанией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.