Микрофинансовые компании (далее – МФК) обязаны создать у себя систему управления рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденным Банком России от 27 июля 2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили для микрофинансовый компаний образцы документов для исполнения требований рассматриваемого базового стандарта:
А. Основные документы по риск-менеджменту микрофинансовой компании:
- Положение об управлении рисками.
- Приказ об утверждении положения об управления рисками.
- Положение о кредитном риске.
- Положение о риске ликвидности
- Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
- Положение о правовом риске.
- Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
- Положение о регуляторном риске.
Б. Реестр и карта рисков микрофинансовой компании:
- Реестр рисков.
- Карта рисков.
- Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
- Паспорт операционного риска (пример заполнения).
- Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения).
- Паспорт стратегического риска (пример заполнения).
- Паспорт рыночного риска (пример заполнения).
- Паспорт правового риска (пример заполнения).
- Паспорт риска ликвидности (пример заполнения).
- Паспорт процентного риска (пример заполнения).
- Паспорт регуляторного риска (пример заполнения).
В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.
В. Обучение работников микрофинансовой компании по программе риск-менеджмента:
- Программа обучения сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
- Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой компании методам и инструментам управления рисками
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
- Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой компании обучения по риск-менеджменту.
- Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
- Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента
- Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
- Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрофинансовой компании.
Г. Дополнительные документы
- Приказ о назначении риск-менеджера микрофинансовой компании.
- Положение о подразделении риск-менеджмента.
- Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента.
- Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента.
Д. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.
- Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрофинансовой компании.
- План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
- Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.
Е. Дополнительные документы по риск-менеджменту:
- Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой компании.
- Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрофинансовой компании.
- Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрофинансовой компании.
Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Документы предоставляются в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Образец положения о подразделении риск-менеджмента микрофинансовой компании
Образец положения о кредитном риске микрофинансовой компании
Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:
- с учетом правового статуса микрофинансовой компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
- перечисленные документы разработаны для микрофинансовой компании, в которой создано подразделение по риск-менеджменту с количеством работников не менее двух.
- на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
- на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
- Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
- Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».