Обратный звонок
Главная \ Финансовый мониторинг \ Проверка клиентов НФО по спискам Банка России 639-П (550-П)

Документы по Положению ЦБ РФ №639-П

Документация для некредитных финансовых организаций по работе со списками Банка России о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с требованиями Положения Банка России от 30.03.2018 г. №639-П:

  • Программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Программа организации работы с представленными клиентом некредитной финансовой организации документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  • Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организациио совершении операции.
  • Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов некредитной финансовой организации.
  • Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами некредитной финансовой организации
  • Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента некредитной финансовой организации о совершении операции.
  • Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  • Акт проверки клиентов по списку Банка России о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности  организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Ворд Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

О применении списков ЦБ РФ

С июня 2017 года кредитные организации начали работу по проверке своих клиентов по новым спискам ЦБ РФ. Так, в соответствии с Положением Банка России от 20 июля 2016 года № 550-П кредитные организации обязаны учитывать эту информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также при принятии решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) и о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом. Представляется, что "открытие" доступа кредитным организациям к информации, например, об отказе юридическому лицу в открытии счета в банках, будет способствовать введению в оборот таких терминов, как «серая репутация клиента», «черная репутация клиента», «сомнительный клиент», «клиент с дурной репутацией», по аналогии, как это сейчас происходит с кредитными историями заемщиков. То есть, если до июня 2017 года факт отказа клиенту в открытии счета в конкретном банке был известен только этому конкретному банку и, соответственно, данному клиенту, то с момента опубликования  данных реестров (доступных исключительно кредитным организациям), весь «шлейф» истории предыдущих отказов станет известен всем кредитным организациям России. Теоретически, при активном соблюдении антиотмывочного законодательства банками, человек или организация, которая один раз попадет в рассматриваемый список может оказаться «персоной нон грата» для всех кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. 

Конечно, каждый предприниматель понимает, что это очередной инструмент борьбы с фирмами-однодневками и номинальными руководителями и учредителями. Но, здесь возникает и другой вопрос. А можно ли будет клиенту выйти в дальнейшем из этого списка. В ответ на этот вопрос Банк России опубликовал второй официальный комментарий о применении, так называемых «черных списков» Банка России, предусмотренных Положением Банка России от 20.07.2016 г. №550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» (далее – Положение №550-П). Так, в Вестнике Банка России 15 ноября 2017 года были опубликованы Методические рекомендации Банка России от 10.11.2017 г. №29-МР «О подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента». В указанном документе ЦБ сообщает, что анализ информации об отказах, получаемой от Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также поступающих в Банк России обращений лиц, в отношении которых имели место случаи отказов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №115-ФЗ, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций принимает решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее - решение об отказе), а также решения о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском ОД/ФТ клиента. Банк России акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия решений об отказе или решений о расторжении договора банковского счета (вклада) на основании таких обстоятельств и разработал для кредитных организаций семь методических рекомендаций.

Рекомендации Банка России для некредитных финансовых организаций и кредитных организаций

1. Обеспечить взаимодействие с клиентами в целях своевременного представления ими надлежащим образом оформленных документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона №115-ФЗ, в частности, путем оперативного доведения до их сведения информации о видах необходимых документов и сроках действия этих документов.

2. Принимать меры по своевременному обновлению сведений о клиенте (например, в случае истечения срока действия паспорта гражданина Российской Федерации при достижении таким клиентом возраста двадцати или сорока пяти лет), заблаговременно информировать клиента о приближающихся сроках окончания срока действия документа, удостоверяющего личность клиента.

При этом достижение клиентом соответствующего возраста, требующего замены документа, удостоверяющего личность, не является самостоятельным основанием для установления наличия риска ОД/ФТ клиента или его операций.

3. Принимать решение об отказе в проведении операции по результатам анализа такой операции на предмет наличия признаков, указывающих на риск ОД/ФТ.

4. Анализировать признаки, указывающие на наличие риска ОД/ФТ в отношении конкретной операции, в комплексе; принимать решения об отказе при выявлении причин, создающих риск ОД/ФТ, в отношении конкретной операции клиента (например, вид осуществляемой клиентом деятельности не рекомендуется принимать во внимание как единственный фактор, влияющий на оценку риска клиента, без проведения комплексного анализа операций, совершаемых таким клиентом).

5. При выявлении кредитной организацией случая принятия ею решения об отказе по основаниям, не связанным с наличием риска ОД/ФТ клиента или его операций (например, в случае представления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для принятия ею решения об отказе), а также в случае исключения оснований для отнесения клиента к группе клиентов, имеющих высокую степень (уровень) риска ОД/ФТ, информировать об этом Росфинмониторинг путем направления соответствующего электронного сообщения (соответствующих электронных сообщений) об удалении ранее направленных сведений (с указанием в таком сообщении (таких сообщениях) причин их удаления).

6. Проводить на постоянной основе анализ доводимой Банком России информации об отказах с целью выявления информации об удалении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями ранее направленных сведений.

7. В целях урегулирования возможных конфликтных ситуаций, связанных с принятием решений об отказе, а также решений о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентами, создать (определить) подразделение или определить должностное лицо (должностных лиц) кредитной организации, уполномоченное (уполномоченных) рассматривать соответствующие обращения клиентов и принимать решения по ним.

В случае принятия по результатам рассмотрения обращения клиента решения об удалении сведений, ранее направленных о нем в Росфинмониторинг, кредитной организации рекомендуется информировать об этом Росфинмониторинг путем направления соответствующего электронного сообщения (соответствующих электронных сообщений) об удалении ранее направленных сведений (с указанием в таком сообщении (таких сообщениях) причин их удаления, например: "техническая ошибка", "снижение степени (уровня) риска клиента" или иных причин).

В конце рассматриваемого документа Банк России подчеркивает, что в рамках осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями при проведении проверок по вопросу соблюдения законодательства в области ПОД/ФТ, в том числе оценки эффективности организации системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ, особое внимание будет уделяться работе кредитных организаций с доводимой Банком России информацией об отказах. При наличии обращений клиентов кредитных организаций о необоснованном, по их мнению, принятии в их отношении решения об отказе или решения о расторжении договора банковского счета (вклада) поступающая информация подвергается дополнительной тщательной оценке со стороны Банка России, в том числе путем анализа запрашиваемых у кредитной организации документов, информации и пояснений, характеризующих соответствующую операцию и подтверждающих обоснованность принятого решения об отказе. По результатам указанного анализа Банком России также делается вывод об эффективности организации системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ соответствующей кредитной организации.

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить