Обратный звонок
Главная \ Вопрос-Ответ

Вопрос-Ответ

Задать вопрос
Анна
Добрый день. Нужно ли индивидуальному предпринимателю, осуществляющему скупку золотых изделий, сообщать информацию о себе как о СДЛ в Центральный Банк?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Анна! Индивидуальный предприниматель, осуществляющий скупку изделий из драгоценных металлов, поднадзорен Федеральной пробирной палате, поэтому он не подчиняется Банку России и не обязан уведомлять ЦБ РФ о назначении специального должностного лица. Вместе с тем, после назначения специального должностного лица или, как в Вашем случае, возложения функций специального должностного лица на себя требуется зарегистрировать специальное должностное лицо в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в разделе "Организация внутреннего контроля" - "Специальное должностное лицо". Указанная обязанность распространяется исключительно на некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России.
Анастасия
Добрый день, подскажите можно ли встать на специальный учет в пробирную палату, если у меня нет помещения? Планирую продажу изделий из серебра в интернете. Так же нужно ли предоставлять документы о праве собственности\аренды\субаренды для постановки на учет?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Анастасия! Карта специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями предусматривает заполнение раздела 9 "Адрес объекта недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность". В разделе 9 карты, подлежащем обязательному заполнению, указывается единственный адрес объекта недвижимости, в котором осуществляется деятельность. Оставление незаполненным раздела 9 карты является основанием для отказа в постановке на специальный учет. В случае если адрес местонахождения юридического лица совпадает с адресом осуществления деятельности, в данном разделе указывается адрес, совпадающий с адресом, отраженным в разделе 2 карты. В случае если деятельность, указанная в разделе 7 карты, фактически по адресу местонахождения юридического лица не осуществляется, то в разделе 9 карты указывается адрес объекта недвижимости нежилого назначения, в котором такая деятельность осуществляется. В случае заполнения данного раздела индивидуальным предпринимателем, указывается один из объектов недвижимости исключительно нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность. Во всех вышеперечисленных случаях адрес, указанный в разделе 9 карты, не отражается повторно в разделе 10 карты, где заполняются данные о каждом территориально-обособленном подразделении, исходя из их наличия.
Елена
Добрый день! В каких случаях нужно организации, оказывающей посреднические услуги при аренде недвижимого имущества отправлять отчет в Росфинмониторинг?
Харисов Игорь Фанзилович
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обязаны представлять в Росфинмониторинг следующую отчетность: об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю; об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом; о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона; о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом.
Светлана
Покупатель вернул ювелирные изделия на сумму 14 тысяч рублей. Нужно ли отчитываться в Росфинмониторинг?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Светлана! Как следует из Ваших пояснений «Покупатель вернул ювелирные изделия на сумму 14 тысяч рублей». Для указанной ситуации приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. №103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" предусмотрены два признака необычных сделок с кодом 1182 «Поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора (сделки)), в том числе при досрочном расторжении договора (сделки), клиенту или третьему лицу» и кодом 1186 «Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции (сделки)». Представляется, что в описанной Вами ситуации целесообразно направить сообщение о необычной сделке по одному из перечисленных признаков.
Мария
Нельзя ли сделать так, чтобы обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ проходил только один сотрудник (только специальное должностное лицо). То есть чтобы в приказе об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение фигурировал только один ответственный (специальное должностное лицо). И свидетельства о прохождении обучения составлялись бы только на специальное должностное лицо.
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день! Пунктом 3 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что кроме специального должностного лица внутреннее обучение в форме вводных и дополнительных инструктажей должны проходить и другие сотрудники. Кроме этого, обратите внимание, что руководитель компании, бухгалтер, юрист и специальное должностное лицо обязаны проходить не реже одного раза в три года повышение уровня знаний (так называемое внешнее обучение). При не соблюдении требования Приказа №203 надзорные органы вправе применить административные санкции, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ.
Максим
У нас есть поставщик ювелирных изделий, с которым сумма оплаты составила 600000 руб. Нам надо отчет в Росфинмониторинг по данному контрагенту сдавать?
Харисов Игорь Фанзилович
Росфинмониторинг в своем информационном письме отвечает на этот вопрос следующим образом. Цитируем: 6. Кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ: продавец или покупатель? В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Вместе с тем полагаем, что приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли - продажи ювелирных изделий они являются клиентом по отношению к продавцу. Учитывая изложенное, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Источник: Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 г. N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли"
Артем
Добрый день! Мне не понятно, зачем ИП (агентству недвижимости) разрабатывать программу подготовки и обучения кадров и вести работу в Личном кабинете на Портале Росфинмониторинга, если я один работаю.
Харисов Игорь Фанзилович
Здравствуйте, Артем! Федеральный закон №115-ФЗ и приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не освобождают ИП без наемных работников от обязанности утверждения программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также от обязанности самообучения в форме дополнительных инструктажей в случае вступления в силу новых нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ или утверждения новой редакции правил внутреннего контроля. Кроме этого, приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не освобождает ИП без наемных работников вести работу с Перечнями в личном кабинете и документально фиксировать результаты работы на портале Росфинмониторинга.
Мария
Приложения с рисками и характерами сомнительных операций и сделок и операций подлежащих обязательному контролю целесообразнее убрать из приложений ПВК по ПОД/ФТ и включить в текст ПВК или "вынести" в приложения?
Харисов Игорь Фанзилович
Критерии и признаки необычных сделок, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 №103 и перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, содержащийся в информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2011 г. №17 целесообразно «вынести» в приложения к правилам внутреннего контроля. В частности, аналогичный метод используется в примерном образце правил внутреннего контроля размещенных на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе «Организациям» - «Правила внутреннего контроля». Термин «необычные сделки» и «признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск», как правило, упоминаются в тексте правилах внутреннего контроля в каждой программе. Поэтому, будет логичнее перечислить их в приложениях к ПВК для удобства отсылки читателя к ним, чтобы не перечислять их каждый раз.
Рустем
Нужно ли включать в ПВК пункты о возможности ИП занимать должность СДЛ?
Харисов Игорь Фанзилович
Требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 не предусматривают обязанности отражать в правилах внутреннего контроля положения о том, что функции специального должностного лица может исполнять индивидуальный предприниматель или руководитель организации. Вместе с тем, в требованиях к правилам внутреннего контроля некредитной финансовой организации имеется положение о том, что функции ответственного сотрудника может исполнять руководитель некредитной финансовой организации (у страхового брокера, являющегося индивидуальным предпринимателем, - сам индивидуальный предприниматель или нанятый им работник). При условии, что некредитная финансовая организация, соответствует критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 2.1 Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Дмитрий
Нужно ли включить в ПВК по ПОД/ФТ индивидуального предпринимателя, занимающегося ювелирной деятельностью, пункт об автоматической проверке клиентов с помощью специальных программ? Например пункт: Перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых ИП для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (в случаях их использования), в том числе сведения об их разработчиках.
Харисов Игорь Фанзилович
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Требования №667). Указанные требования не предусматривают, перечислять в правилах специальные электронные технологии, специальное программное обеспечение, используемое для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Вместе с тем, рассматриваемое требование установлено Положением Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (п. 2.8): Цитата: "В некредитных финансовых организациях, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Положению, в программу организации системы ПОД/ФТ дополнительно к положениям, указанным в абзацах втором -седьмом настоящего пункта, включаются: перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых некредитной финансовой организацией для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в случаях их использования), в том числе сведения об их разработчиках". Как следует из буквального толкования цитируемого положения указанный пункт должны включать в свои правила внутреннего контроля некредитные финансовые организации, не соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (п. 2 приложения 1 Положения №445-П).
Оставить отзыв
Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить