Добрый день! Организация занимается деятельностью в сфере торговли мед. оборудованием. В собственности имеет коммерческую недвижимость, стоимостью более 3 000 000 р. В ближайшее время планируется продажа этой недвижимости. Необходимо ли регистрировать личный кабинет в Росфинмониторинга и сообщать об этой сделке?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Анастасия! С января 2021 года Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений разными субъектами.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кроме кредитных организаций, упразднена обязанность по представлению в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях (сделках) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю. Данная норма вступила в силу 10 января 2021 года.
Юрий
Здравствуйте.
Мы работаем как агентство недвижимости и попутно оказываем услуги, не связанные с куплей-продажей недвижимости (юридические консультации, налоговые консультации, аренда недвижимости). В ежеквартальном отчете в Росфинмониторинг надо учитывать всех клиентов или только тех, с кем заключались договора на обслуживание по сделкам купли-продажи?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Юрий! В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон №115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
В соответствии со статьями 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ под действие антиотмывочного законодательства подпадают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (ст. 5) и юридические и бухгалтерские услуги (ст. 7.1). Следовательно, при составлении формализованного электронного сообщения по форме ФЭС 3-ФМ 04 учитываются клиенты - организации и физические лица, находящиеся на обслуживании, которым оказывались посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и юридические и бухгалтерские услуги. Аналогичный вывод отражен в информационном письме от 13 мая 2016 г. №52 Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Важно отметить, что если ООО или ИП, кроме посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества оказывают юридические и/или бухгалтерские услуги, то в этом случае в правилах внутреннего контроля следует отразить положения статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ или утвердить отдельную редакцию правил внутреннего контроля с целью соблюдения требований статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Иван
Можно ли зарегистрировать ИП как лизинговую компанию?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Иван! Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" не допускает создание лизинговой компании в качестве индивидуального предпринимателя.
Лизинговые компании (фирмы) по российскому законодательству - это коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Иван
Здравствуйте! Хотел у вас узнать, после вступления законопроекта N586986-7 (о лизинговой деятельности) обязательно ли должно быть слово лизинг в названии организации?
Мы являемся действующей лизинговой компанией и у нас в наименовании нет слова лизинг. Поэтому хотел узнать. Просто все кто комментирует данный законопроект пишет что должно быть слово лизинг, а в самом законопроекте, которое прошло первое чтение мы не нашли такие требования.
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день!
Законопроект еще не вступил в силу. Мы уже давно писали комментарий к этому законопроекту, после этого он так и остался на стадии 1 чтения. По состоянию на апрель 2021 года можете выбирать наименование, которое Вам нравится. Но с точки зрения узнаваемости целевой аудитории, может быть и есть смысл добавить слово лизинг или лизинговая компания.
Елена
Добрый день! Разъясните какие отчеты и с какой периодичностью кроме 3-ФМ 04 должно предоставлять юридическое лицо, осуществляющее деятельность платежного агента (прием платежей за ЖКУ от потребителей-физических лиц)
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Елена!
С 10 января 2021 года, в связи с изменениями в антиотмывочном законодательстве, операторы по приему платежей обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения о следующих операциях, подлежащих обязательному контролю:
1. Операция по зачислению или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) подлежит обязательному контролю, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (п. 1.2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
3. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
4. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица (п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ). Подробнее в нашем видеоролике здесь https://law115.ru/kontroliruemye-operacii-po-priemu-platezhej
Марина
Здравствуйте. Мы риэлторская организация. подскажите, пожалуйста, нам необходимо сдавать в рфм только отчет по форме ФЭС-3ФМ ежеквартально с указанием количества физических и юридических лиц, заключивших сделку с недвижимостью? и все? А в отчет включать договора, которые зарегистрированы в росреестре в квартале, или ориентироваться на дату заключения договора? А если потом сделки не пройдут в росреестре, кто-либо откажется от сделки, что в этом случае делать, нужно кокой то отчет сдавать в связи с этим?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день!
Лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обязаны не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества , и информировать о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Проверке подлежат клиенты как физические, так и юридические лица.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" идентификация клиента проводится до заключения с ним договора. Иных оснований для проведения идентификации закон не содержит, таким образом, при формировании ФЭС 3-ФМ в показателе "Количество клиентов" учитываются все клиенты, которые были идентифицированы за отчетный период.
Более подробную информацию о порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Вы можете найти в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13 мая 2016 г. №52.
Максим
Добрый день! Как получить лицензию Росфинмониторинг?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день! В соответствии с действующим российском законодательством Федеральная служба по финансовому мониторингу не выдает лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Между тем, Росфинмониторинг ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Так, постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Порядок постановки на учет регламентирован постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. №58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
Сергей
Добрый день.
Подскажите, надо ли вставать на учет в Росфинмониторинг компании с ОКВЭД 64.99.1? Работа с векселями.
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Сергей!
Наименование указанного Вами ОКВЭДа 64.99.1 "Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, прочие, не включенные в другие группировки" не отражает конкретный вид деятельности, которым Вы планируете заниматься. Поэтому мне сложно Вам ответить на поставленный вопрос. Но я могу Вас сориентировать какие компании обязаны вставать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу: лизинговые компании, факторинговые компании, операторы по приему платежей и организации и ИП, осуществляющие посредническую деятельность с объектами недвижимости.
Анна
Добрый день. Нужно ли индивидуальному предпринимателю, осуществляющему скупку золотых изделий, сообщать информацию о себе как о СДЛ в Центральный Банк?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Анна! Индивидуальный предприниматель, осуществляющий скупку изделий из драгоценных металлов, поднадзорен Федеральной пробирной палате, поэтому он не подчиняется Банку России и не обязан уведомлять ЦБ РФ о назначении специального должностного лица. Вместе с тем, после назначения специального должностного лица или, как в Вашем случае, возложения функций специального должностного лица на себя требуется зарегистрировать специальное должностное лицо в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу в разделе "Организация внутреннего контроля" - "Специальное должностное лицо".
Указанная обязанность распространяется исключительно на некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России.
Анастасия
Добрый день, подскажите можно ли встать на специальный учет в пробирную палату, если у меня нет помещения? Планирую продажу изделий из серебра в интернете. Так же нужно ли предоставлять документы о праве собственности\аренды\субаренды для постановки на учет?
Харисов Игорь Фанзилович
Добрый день, Анастасия! Карта специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями предусматривает заполнение раздела 9 "Адрес объекта недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность". В разделе 9 карты, подлежащем обязательному заполнению, указывается единственный адрес объекта недвижимости, в котором осуществляется деятельность. Оставление незаполненным раздела 9 карты является основанием для отказа в постановке на специальный учет. В случае если адрес местонахождения юридического лица совпадает с адресом осуществления деятельности, в данном разделе указывается адрес, совпадающий с адресом, отраженным в разделе 2 карты. В случае если деятельность, указанная в разделе 7 карты, фактически по адресу местонахождения юридического лица не осуществляется, то в разделе 9 карты указывается адрес объекта недвижимости нежилого назначения, в котором такая деятельность осуществляется. В случае заполнения данного раздела индивидуальным предпринимателем, указывается один из объектов недвижимости исключительно нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность. Во всех вышеперечисленных случаях адрес, указанный в разделе 9 карты, не отражается повторно в разделе 10 карты, где заполняются данные о каждом территориально-обособленном подразделении, исходя из их наличия.
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные.
Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии
с Политикой конфиденциальности.
Добрый день, Елена!
С 10 января 2021 года, в связи с изменениями в антиотмывочном законодательстве, операторы по приему платежей обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения о следующих операциях, подлежащих обязательному контролю:
1. Операция по зачислению или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) подлежит обязательному контролю, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (п. 1.2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
3. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
4. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица (п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ). Подробнее в нашем видеоролике здесь https://law115.ru/kontroliruemye-operacii-po-priemu-platezhej