ПВК по ПОД/ФТ страховой компании

Субъектами Федерального закона №115-ФЗ являются страховые организации, деятельность, которых подлежит лицензированию. Но, вместе с тем, не являются субъектами Закона 115-ФЗ страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. Таким образом, страховые компании, которые занимаются исключительно обязательным медицинским страхованием, не обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. Однако, если страховая компания занимается одновременно несколькими видами страховой деятельности, то ей нужно в рамках другого вида деятельности отличного от обязательного медицинского страхования выполнять требования Федерального закона №115-ФЗ.

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ страховой компании в соответствии с требованиями Закона №4015-1 от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами включают в себя следующие шаблоны документов: 

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.

Б. Первичный документы для обучения сотрудников по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»:

  1. План реализации программы обучения сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. План проверки знаний сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  4. Аттестационный лист.

В. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  10. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  11. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Г. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Д. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Е. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Акт проверки клиентов по списку Банка России о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом.
  3. Акт о результатах проверки по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.
  4. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  5. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения
  6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.

Срок подготовки: 3 рабочих дней. Возможна разработка документов в более короткие сроки, а также с учетом особенностей вида и масштаба Вашей деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых Вами клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Форма предоставления документов: в электронном виде в формате Word. При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать (пронумеровать, прошнуровать), подписать и поставить печать.

Отличительные особенности правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ страховой компании

1. В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2011 №115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении страховой организации операций по приему от клиентов - физических лиц страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей. За исключением случая, когда у работников страховой компании возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

2. Страховые организации, в соответствии с Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П, не соответствуют критериям малого предприятия и микропредприятия. По этой причине страховые компании обязаны создать самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определить входящее в структуру страховой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ. Подразделение по ПОД/ФТ (в случае создания такого подразделения) возглавляет ответственный сотрудник. Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников.

Кроме этого, требования к правилам внутреннего контроля страховой компании иные, чем к другим финансовым организациям, которые отвечают критериям малого предприятия и микропредприятия.

3. Страховые компании не имеют право поручать идентификацию третьим лицам.

4. Страховые компании обязаны проводить стандартную идентификацию страхователей, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев страхователей. При этом, страховые организации не вправе проводить упрощенную идентификацию.

5. Клиентами страховой организации, с точки зрения Федерального закона 115 ФЗ, являются страхователи. К которым, согласно ст. 5 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", относятся юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие договоры страхования.

6. Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности – код 31:

  • Предложение клиента существенно (более чем в два раза) увеличить размер страховой суммы с соответствующим увеличением размера страховой премии по действующему договору страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; пенсионного страхования; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика – код 3101.
  • Многократное внесение изменений в договор страхования в связи с заменой страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя – код  3102.
  • Периодическое заключение клиентом двух и более договоров страхования жизни в пользу третьего лица сроком до пяти лет – код 3103.
  • Предложение страхователя перестраховать риск в организации, зарегистрированной в государстве или на территории, предоставляющем (предоставляющей) льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающем (предусматривающей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорной зоне), либо в страховых и/или перестраховочных организациях, не имеющих рейтингов международных рейтинговых агентств, а также совершение операций в рамках договора с такими организациями – код 3104.
  • Клиент заключает договоры страхования с организациями, находящимися за пределами региона его места жительства (регистрации) – код 3105.
  • Клиент обращается к страховщику с предложением о расширении в договоре страхования страхового покрытия рисков, выходящих за рамки его обычной деятельности – код 3106.
  • При обращении клиент беспокоится о возможности досрочного прекращения договора страхования, а не о выполнении условий полиса (договора) – код 3107.
  • Клиент заключает договоры страхования, сумма уплачиваемых страховых премий по которым очевидно превышает его платежеспособность – код 3108.
  • Предоставление или получение страховой услуги с тарифной ставкой, которая более чем в два раза превышает среднюю тарифную ставку по аналогичной услуге на внутреннем рынке страхования – код 3109.
  • Перечисление денежного вознаграждения на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте страховым агентам за представление страховщика в отношениях со страхователем по договорам страхования (перестрахования) – код  3110.
  • Перечисление денежного вознаграждения страховым брокерам на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте за оказание услуг страхового брокера по договорам страхования (перестрахования) – код 3111.
  • Перечисление перестрахователем перестраховщику премии по заключенному с последним договору перестрахования риска выплаты страхового возмещения с учетом возможных вознаграждений за заключение такого договора, если размер такой операции равен или превышает 3 000 000 рублей либо их эквивалент в иностранной валюте – код 3112.
  • Предоставление страховой организацией (по договору страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, пенсионного страхования, страхования жизни с условием периодических страховых выплат (рент, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика) физическому лицу беспроцентного займа в пределах сформированного страхового резерва, а также выплата выкупной суммы по таким договорам на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте – код 3113.

Правила идентификации страхователей 

Страховые организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) обязаны  до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

Кроме этого, страховые организации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. Бенефициарный владелец – это  физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (статья 3 Закона №115-ФЗ).

Страховые организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Из вышесказанного, следует, что страховые организации в целях  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязаны идентифицировать исключительно клиентов, то есть страхователей.

Клиент – это физическое или юридическое лицо которое обслуживают или которое пользуется услугами (покупатель, заказчик и т.п.).  Например, в отношениях между страховой компанией и образовательной организацией клиентом является страховая компания, как заказчик образовательных услуг. Следовательно, обязанности предусмотренной пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ у страховой компании не возникает.