Обратный звонок
Главная \ Противодействие коррупции \ Оценка коррупционных рисков юридическими лицами

Оценка коррупционных рисков юридическими лицами

Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Единоличный исполнительный орган юридического лица обязан утвердить Порядок оценки коррупционных рисков.

Порядок оценки коррупционных рисков

040320241628

Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе. При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:

  • представить деятельность организации в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
  • выделить критические точки - для каждого бизнес-процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.

Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

  • характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;
  • должности в организации, которые являются ключевыми для совершения коррупционного правонарушения - участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
  • вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

На основании проведенного анализа подготовить карту коррупционных рисков организации - сводное описание критических точек и возможных коррупционных правонарушений.

Сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования, например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов. С этой целью, приказом единоличного исполнительного органа юридического лица утверждается перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками:

  • должности, обязанности по которым предусматривают принятие решения и (или) совершение действия, прямо направленного на распределение выгоды (преимущества).
  • должности, обязанности по которым предусматривают осуществление подготовительной работы, на основании которой принимается решение, направленное на распределение выгоды (преимущества).
  • должности, обязанности по которым предусматривают осуществление контрольных функций в отношении работников организации, принимающих или готовящих решения, направленные на распределение выгоды, в том числе осуществление функций по предупреждению коррупционных правонарушений.

Далее юридические лица обязаны разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой критической точки. В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса такие меры могут включать:

  • детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке;
  • реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации;
  • введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
  • установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
  • введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.

Таким образом, для реализации перечисленных задач юридическим лицом должным быть утверждены следующие приказы:

  • Приказ об утверждении перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
  • Приказ об утверждении должностей, обязанности по которым предусматривают осуществление контрольных функций в отношении работников организации, принимающих или готовящих решения, направленные на распределение выгоды, в том числе осуществление функций по предупреждению коррупционных правонарушений.
  • Приказ об оценке коррупционных рисков.
  • Календарный план проведения оценки коррупционных рисков.
  • График проведения предполагаемых встреч лиц, ответственных за проведение оценки коррупционных рисков, с представителями структурных подразделений организации.
  • Реестр коррупционных рисков на календарный год.
  • Перечень локальных нормативных актов и иных документов организации, содержащих информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков.
  • Отчет об оценке коррупционных рисков в целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
  • План мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков.

 

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить