Финансирование под уступку денежного требования

Популярность договора финансирования под уступку денежного требования обусловлено необходимостью приспособления кредита и займа к условиям роста товарного оборота.

Экономическая цель финансирования под уступку требования заключается в "сокращении" кредитной цепочки. Вместо предоставления кредита в расчете на то, что он будет погашен клиентом после реализации его права требования к третьему лицу, финансовый агент передает клиенту денежные средства (кредит или заем) и погашает его путем получения от клиента права денежного требования к третьему лицу и последующей реализации полученного требования. Экономический интерес уступающей стороны состоит в оперативном получении денежных средств, необходимых для хозяйственной деятельности, а также частичном или полном освобождении от риска неплатежеспособности должника. Таким образом, предметом договора факторинга являются, с одной стороны, денежные средства, передаваемые клиенту, а с другой, - денежное требование клиента к третьему лицу, которое уступается финансовому агенту.

Указанная схема взаимоотношений сторон получила наименование финансирования под уступку денежного требования или факторинг.

Наши специалисты осуществляют юридическое сопровождение деятельности факторинговых компаний по следующим направлениям:

ФЗ-115 факторинг
Начните соответствовать требованиям Федерального закона №115 (ПОД/ФТ/ФРОМУ)!
Цена
22000 р.
Подробнее
Создание факторинговой компании

Наши специалисты оказывают пошаговой правовое сопровождение регистрации факторинговой компании.

Подробнее
Специальный учет в Росфинмониторинге

Подготовка необходимых документов для постановки на специальный учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Цена
3000 р.
Подробнее
Курс Росфинмониторинга

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца (онлайн-курс) в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Цена
2500 р.
Подробнее
ПВК организации

Разработка, актуализация и проверка правил внутреннего контроля факторинговой компании.

Цена
7500 р.
Подробнее
Программа обучения по ПОД/ФТ
Пакет документов по обучению сотрудников в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, подготовленный в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Цена
5000 р.
Подробнее
Перечни в Личном кабинете

Практическое пособие подготовленное в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".

Цена
4500 р.
Подробнее
Специальное должностное лицо

Необходимые документы для назначении специального должностного лица в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Цена
4000 р.
Подробнее
Антикоррупционная политика организации
Подготовка антикоррупционных документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Цена
9500 р.
Подробнее
Аутсорсинг по 115 фз

Аутсорсинг по Федеральному закону от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Цена
от 5000 р./месяц
Подробнее
Инструкция по охране труда

Пакет документов для юридического лица и индивидуального предпринимателя по охране труда.

Цена
8500 р.
Подробнее
Документы по пожарной безопасности

Обязательный пакет документов, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Цена
6500 р.
Подробнее

Особенности правового регулирования факторинговой деятельности по ФЗ-115 (ПОД/ФТ/ФРОМУ)

Факторинговая деятельность регулируется положениями главы 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). По договору финансирования под уступку денежного требования (далее - договор факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:

  • передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);
  • осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);
  • осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;
  • осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Рынок факторинга однороден по специфике деятельности и целям потребления услуги, при этом различен по масштабам бизнеса (в зависимости от «круга обслуживания» - от количества заключенных договоров с клиентами, масштабам и классификации их бизнеса), что отражается на существенных различиях в уровнях риска использования сегментов сектора в схемах ОД/ФТ.

Структурно сектор представлен: (1) факторинговыми компаниями, учрежденными кредитными организациями, либо входящими в банковскую группу, холдинг; (2) независимыми факторинговыми компаниями.

Крупнейшие факторинговые компании принадлежат ведущим банковским группам, в том числе банкам с государственным участием, на них приходится около 90% рынка факторинга.

С первой половины 2015 года наблюдается рост интереса к факторингу как альтернативному способу кредитования, который характеризуется более лояльными требованиями к андеррайтингу сделок с субъектами, чью кредитоспособность невозможно оценить, как высокую. Спрос на факторинг продиктован отсутствием залогового обеспечения, высокой скоростью структурирования сделок. Для крупных компаний факторинг представляется альтернативой привлечения оборотных средств без увеличения долговой нагрузки.

Проникновение факторинга в сегмент малого и микробизнеса остается незначительным (относительно кредитных и лизинговых продуктов) в связи с инфраструктурными ограничениями: операционная модель факторинга требует повышенной прозрачности хозяйственных операций, а используемый для этих целей электронный документооборот между клиентами и должниками распространен недостаточно.

Дальнейшая динамика рынка факторинга будет зависеть от развития инфраструктуры, обеспечивающей реализацию сделок факторинга полностью в режиме онлайн для сегмента малого бизнеса, при этом объемы рынка продолжат увеличиваться благодаря ведущим игрокам, входящим в банковские группы.

В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ, ФЗ-115) контроль за исполнением законодательства о ПОД/ФТ факторинговыми компаниями возложен на Росфинмониторинг. Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ. Данный подход применяется для того, чтобы меры надзорного реагирования соответствовали выявленным рискам.

В целях реализации дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий субъекты сектора подразделяются на 4 группы (в зависимости от уровня риска):

  • в отношении группы с низким уровнем риска проводится текущий мониторинг,
  • с умеренным уровнем риска - профилактические мероприятия,
  • с повышенным уровнем риска - адресное взаимодействие, корректирующие меры (в форме направления письма руководству, дистанционные формы обучения и др.),
  • с высоким уровнем риска - документарные и выездные проверки, а также направляются материалы в правоохранительные структуры.

Спецификой деятельности факторинговых компаний является взаимодействие исключительно с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, поскольку предмет договора факторинга ограничен предпринимательской деятельностью контрагентов . Потенциальную угрозу могут представлять действия незаконопослушных контрагентов факторинговой компании, попадающих в поле зрения правоохранительных органов. Другими словами, на уровень угрозы факторинговой компании влияет в значительной мере возможность вовлечение в схемы ОД/ФТ/ФРОМУ как непосредственно ее клиентов, так и их должников (клиентский риск).

В целях предотвращения угрозы потенциального мошенничества факторинговые компании обязаны применять подход «знай своего клиента», заложенный в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе изучается: реальность хозяйственной деятельности клиента и должника; отсутствие аффилированности клиента и должника; действительность уступаемых факторинговой компании денежных требований (документальное и визуальное подтверждение фактов поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг), то есть фактическое исполнение договоров контрагентами.

Росфинмониторингом уделяется повышенное внимание профилактическим мероприятиям, включающим вопросы использования функционала Личного кабинета и разъяснения преимущества работы в нем: ознакомление с информационными материалами, принятие участия в «добровольном сотрудничестве», получение доступа к полному Перечню организаций, физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, Перечню лиц причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее Перечни), направление сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и о сомнительных операциях в Росфинмониторинг, а также направление информации о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по за-мораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС 3-ФМ).

Основные нарушения, допущенные факторинговыми компаниями

  • невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
  • непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • отсутствие Правил внутреннего контроля (далее ПВК) или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Основными причинами допускаемых факторинговыми компаниями нарушений обязательных требований являются недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями.