Обратный звонок
Главная \ Рынок ценных бумаг \ Планирование аудиторских мероприятий

Планирование аудиторских мероприятий

Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий

Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:

  1. формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
  2. составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
  3. утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.

При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:

  1. возможность осуществления внутреннего аудита в соответствии с принципом функциональной независимости;
  2. степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего аудита);
  3. возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий руководителей структурных подразделений организации и экспертов;
  4. необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1-2 года);
  5. необходимость резервирования времени на осуществление руководителями структурных подразделений и их работников аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего аудита;
  6. решения единоличного исполнительного органа и коллегиального органа организации о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
  7. информация, поступившая единоличному исполнительному органу и коллегиальным органам организации и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) контроля;
  8. информация, содержащаяся в реестре рисков, в том числе о значимых рисках;
  9. информация о надежности осуществляемого внутреннего контроля в организации;
  10. информация о достоверности отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность отчетности и соответствие порядка ведения учета единой методологии учета, составления, представления и утверждения отчетности, а также результаты внешней проверки отчетности, проведенной внешним аудитором;
  11. результаты ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженные в заключениях;
  12. результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) рисков, проводимого руководителями структурных организаций и их работниками;
  13. информация, отраженная в годовой отчетности;
  14. предложения единоличного исполнительного органа и коллегиального органа организации, руководителей структурных подразделений организации, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
  15. информация о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;
  16. информация о выявленных рисках, но не включенных ранее в реестр рисков, в том числе о причинах и возможных последствиях реализации этих рисков, а также о значимых рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) рисков и по организации внутреннего контроля (так называемые значимые остаточные риски);
  17. наличие (отсутствие) изменений в деятельности организации, в том числе в его организационной структуре (например, изменение организационно-правовой формы, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), изменение полномочий (видов деятельности), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений);
  18. информация об опыте и квалификации руководителей структурных подразделений, а также информация о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения внутреннего аудита;
  19. информация об изменениях положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) организацией;
  20. иная информация, необходимая внутреннему аудитору для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

Внутренним аудитором проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, по результатам которого определяются приоритетные в очередном году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.

По решению единоличного исполнительного органа и коллегиального органа организации проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен руководителям структурных подразделений организации, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.

Внутренний аудитор:

  1. планирует свою работу на календарный, в том числе рассматривает проект плана проведения аудиторских мероприятий и поступившие предложения руководителей структурных подразделений организации;
  2. подписывает план проведения аудиторских мероприятий;
  3. представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение единоличному исполнительному органу и коллегиальному органу организации.

План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности отчетности организации и соответствия порядка ведения учета, составления, представления и утверждения отчетности, а также нормативным актам Российской Федерации (т.е. подтверждение достоверности отчетности организации), в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.

Единоличный исполнительный орган и коллегиальный орган организации утверждают план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного года.

По решению единоличного исполнительного органа и коллегиального органа организации план проведения аудиторских мероприятий может быть направлен руководителям структурных подразделений в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.

В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:

  • принятия единоличным исполнительным органом и коллегиальным органом организации решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
  • направления внутренним аудитором предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
    • наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
    • недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
    • внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные акты;
    • выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
    • реорганизацией, ликвидацией организации.

Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются единоличным исполнительным органом и коллегиальным органом организации.

Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения единоличного исполнительного органа организации, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.

Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия

В целях планирования аудиторского мероприятия внутренний аудитор формирует программу аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:

  1. основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
  2. сроки проведения аудиторского мероприятия;
  3. цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
  4. методы внутреннего аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
  5. наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего аудита;
  6. перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
  7. сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.

Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.

Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:

  • поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
  • перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
  • требования, в соответствии с которым программа аудиторского мероприятия должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.

Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.

При определении цели (целей) и задач аудиторского мероприятия учитываются:

  • цели осуществления внутреннего аудита;
  • задачи внутреннего аудита.

Методы внутреннего аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, определяются исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), а также во взаимосвязи с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.

Для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия выбор метода (методов) внутреннего  аудита для исследования вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.

Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего аудита.

К методам внутреннего аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего контроля.

Используемые методы внутреннего аудита должны обеспечить получение внутренним аудитором обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.

Аналитические процедуры как метод внутреннего аудита используются:

  1. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего контроля организации и подготовки предложений по его организации - как метод изучения выполняемых операций (действий) и результатов выполнения контрольной процедуры для выявления избыточных (дублирующих) операций (действий), изучения соразмерности контрольных действий выявленным рискам, а также для изучения правовых актов и документов организации, и иных вопросов, позволяющих оценить надежность внутреннего контроля организации;
  2. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности  отчетности - как метод изучения данных учета и (или) отчетности, включая показатели отчетности, на предмет их непротиворечивости и выявления рисков искажения отчетности, изучения внутренних актов организации (например, учетной политики, рабочего плана счетов), устанавливающих требования к организации и ведению учета;
  3. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод оценки результатов мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе достигнутых значений показателей качества финансового менеджмента, а также изучения иных вопросов, позволяющих сформировать предложения о повышении качества финансового менеджмента.

Инспектирование как метод внутреннего аудита используется:

  1. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего контроля организации и подготовки предложений по его организации - как метод изучения документов и фактических данных, информации, связанных с выполнением операций, в том числе изучения степени соблюдения установленных правовыми актами требований, изучения наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих осуществление деятельности организации, а также изучения совершаемых прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов;
  2. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности  отчетности организации - как метод изучения законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, достоверности данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского и налогового учета, а также изучения показателей отчетности организации и иных вопросов, позволяющих сформировать суждение внутреннего аудитора о достоверности  отчетности;
  3. при планировании (проведении) аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод изучения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения операции, а также изучения результатов исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Пересчет как метод внутреннего аудита используется для проверки точности арифметических расчетов (числовых показателей) в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Если при формировании документов, содержащих числовые показатели, используют автоматизированные системы, то для проверки правильности формирования числовых показателей вместо пересчета может использоваться проверка используемых при их формировании формул (алгоритмов).

Запрос и подтверждение как методы внутреннего аудита используются в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, в том числе в целях получения информации, которой подтверждаются определенные факты, вызывающие сомнение у уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы .

Запрос и подтверждение должны быть связаны с целями и задачами аудиторского мероприятия и содержать указание на сроки, форму и адресата ответа.

Наблюдение как метод внутреннего аудита используется при изучении действий работников структурных подразделений, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий), в том числе в ходе совершения контрольных действий. Наблюдение не должно создавать препятствий для работников при выполнении ими операций (действий).

Наблюдаемые операции (действия) должны выполняться работниками в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей и не должны осуществляться исключительно с целью их проверки уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы.

Мониторинг процедур внутреннего контроля как метод внутреннего аудита используется при формировании и ведении реестра рисков, при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего контроля, осуществляемого в организации, и подготовки предложений по его организации.

В рамках проведения мониторинга процедур внутреннего контроля изучаются организация, применение и результаты контрольных действий, а также достаточность контрольных действий путем установления взаимосвязи (связующих соотношений) между применяемыми контрольными действиями и процедурами в целях оценки влияния внутреннего контроля на минимизацию рисков.

Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего аудита, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяются исходя из результатов анализа данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, во взаимосвязи с целью (целями) и задачами аудиторского мероприятия, в том числе исходя из:

  1. информации, содержащейся в реестре рисков;
  2. информации о значимых остаточных рисках;
  3. результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) рисков.

В программе аудиторского мероприятия указываются сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.

В случае формирования аудиторской группы численность аудиторской группы определяется исходя из цели (целей), задач и сроков проведения аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и компетентности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего аудита.

Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего аудита, так и помещения и территории, занимаемые организацией.

Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения программы аудиторского мероприятия осуществляет уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы.

Руководитель аудиторской группы подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия и представляет ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего аудита.

Руководитель организации утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.

При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении процедуры, а также подготовить и представить на согласование руководителю организации предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.

Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем организации в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить