Обратный звонок

ПВК в целях ПОД/ФТ для организаторов игорного бизнеса и лотерей

Разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаторов игорного бизнеса и лотерей Республики Казахстан.

Стоимость от 4000 р.

По всем вопросам звоните по телефону +7(800) 100-49-90 (звонок бесплатный по всей России), +7(952) 045-74-83 (Viber, WhatsApp, Telegram) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Whatsapp    Viber

contract_v5-lin Правила внутреннего контроля подготавливаются на основании требований к правилам внутреннего контроля, утвержденным совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2014 года №527 и Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года №112, Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

time_v5-lin Правила внутреннего контроля подготавливаются в течение 5-7 рабочих дней на основании действующего законодательства Республики Казахстан.

Особенности внутреннего контроля по ПОД/ФТ у организаторов игорного бизнеса и лотерей в Республике Казахстан

Внутренний контроль организаторами игорного бизнеса и лотерей осуществляется в целях:

  • обеспечения выполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ);
  • поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ;
  • минимизации рисков легализации ОД/ФТ.
Программа организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры:

  1. организации внутреннего контроля, включая описание функций ответственного должностного лица либо структурного подразделения, в том числе порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями  при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  2. отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращения деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом;
  3. признания сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
  4. представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;
  5. фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном организаторами игорного бизнеса и лотерей.
  6. информирования работниками руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками;
  7. признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ, в качестве подозрительной;
  8. оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ;
  9. разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков легализации ОД/ФТ;
  10. классификации своих клиентов с учетом степени риска легализации ОД/ФТ.

Функции ответственного должностного лица либо структурного подразделения организатора игорного бизнеса и лотерей в соответствии с программой организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включают:

  1. разработку и согласование ПВК, внесение изменений и (или) дополнений к ним с руководителем организатора игорного бизнеса и лотерей, а также мониторинг реализации и соблюдения;
  2. организацию и контроль по представлению сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
  3. принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
  4. принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ;
  5. принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган;
  6. принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
  7. направление запросов руководителю организатора игорного бизнеса и лотерей для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
  8. документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
  9. формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
  10. информирование руководителя организатора игорного бизнеса и лотерей о выявленных нарушениях ПВК;
  11. подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю организатора игорного бизнеса и лотерей;
  12. обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее 5 (пяти) лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом.

Организаторы игорного бизнеса и лотерей в соответствии с возложенными функциями:

  • обеспечивают конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
  • предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ;
  • предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы.

Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 

В целях организации управления рисками легализации ОД/ФТ организаторы игорного бизнеса и лотерей разрабатывают программу управления рисками легализации ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений.

Результаты оценки рисков предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются организаторы игорного бизнеса и лотерей.

Организаторы игорного бизнеса и лотерей на ежегодной основе осуществляет оценку степени подверженности услуг рискам легализации ОД/ФТ, с учетом информации из отчета рисков легализации ОД/ФТ и, как минимум, следующих специфических категорий рисков: риск по типу клиентов, страновой (географический) риск, риск услуги и (или) способа ее (его) предоставления.

Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают:
znum-1_v5-lin Деловые отношения и сделки с клиентами из государств (территорий):

  • не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
  • с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;
  • подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее - ООН);
  • предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.

Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
znum-2_v5-lin В случае, когда клиент является:

  • иностранным публичным должностным лицом;
  • должностным лицом публичной международной организации;
  • лицом, действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;
  • лицом, являющимся членом семьи, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
  • лицом без гражданства;
  • гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республики Казахстан;
  • нерезидентом;

znum-3_v5-lin В случае, когда клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента:

  • по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года №142 «Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под №16404 (далее - Приказ);
  • включен в список лиц, причастных к террористической деятельности (далее - Список) и (или) в перечень организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организации и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее - Перечни);

znum-4_v5-lin В случае, когда:

  • деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между организатором игорного бизнеса и лотерей и клиентом);
  • деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
  • у организаторов игорного бизнеса и лотерей возникают сложности при представленных клиентом сведений;
  • клиент настаивает на поспешности проведения операции;
  • клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики организаторов игорного бизнеса и лотерей;
  • клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
  • операции клиента ранее были признаны подозрительными;

znum-5_v5-lin Операции:

  • осуществляемые без физического присутствия сторон;
  • совершаемые от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц;
  • связанные с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;
  • не имеющие очевидного экономического смысла или видимой законной цели;
  • совершаемые клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму.

В рамках реализации программы управления рисками легализации ОД/ФТ организаторами игорного бизнеса и лотерей принимаются меры по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска.

Уровень риска клиента (группы клиентов) устанавливается по результатам анализа имеющихся у сведений и информации о клиенте (клиентах) и оценивается по шкале определения уровня риска, которая состоит не менее чем из 2 (двух) уровней.

Оценка риска с использованием категорий и факторов рисков проводится в отношении клиентов (групп клиентов) на основе результатов мониторинга операций (деловых отношений). Пересмотр уровня риска клиента (группы клиентов) осуществляется по мере обновления сведений о клиенте (группе клиентов) и результатов мониторинга операций (деловых отношений).

Организаторы игорного бизнеса и лотерей определяют и оценивают риски легализации ОД/ФТ, которые возникают в связи с:

  • разработкой новых продуктов и новой деловой практикой, включая новые механизмы передачи;
  • использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов.

Оценка рисков легализации ОД/ФТ проводится до запуска новых продуктов, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.

Программа идентификации клиентов

Программа идентификации клиента заключается в проведении мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, а также получению и фиксированию иных предусмотренных Законом о ПОД/ФТ сведений о клиенте и их представителях и включает процедуры по:

  • соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников;
  • проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике;
  • проверке клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в Списке и Перечнях;
  • проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам ;
  • выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения:
    • в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
    • в государстве с льготным налогообложением, утвержденном Приказом;
  • установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений;
  • применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;
  • обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов по мере изменения идентификационных сведений, о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже 1 (одного) раза в год;
  • требованию к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье);
  • порядку обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений;
  • порядку оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации ОД/ФТ, основания оценки такого риска;
  • перечню мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия  решения о признании физического лица бенефициарным собственником.

В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых  мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов.

Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска легализации ОД/ФТ осуществляется не реже 1 (одного) раза в полугодие. Периодичность обновления и (или) необходимость получения дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике устанавливаются с учетом уровня риска клиента (группы клиентов) и (или) степени подверженности услуг (продуктов), которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ.

В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений и проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, а также принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, организаторы игорного бизнеса и лотерей направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте по Форме ФМ-1. В случае невозможности принятия мер, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, организаторы игорного бизнеса и лотерей прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, организаторы игорного бизнеса и лотерей направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.

Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов

Программа мониторинга и изучения операций клиентов включает:

  • перечень признаков необычных и подозрительных операций, составленный на основе признаков определения подозрительных операций, утверждаемых уполномоченным органом;
  • процедуру выявления операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ;
  • порядок принятия и описание мер, принимаемых в отношении клиента и его операций, в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах необычных и (или) подозрительных операций.

В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов организаторами игорного бизнеса и лотерей проводятся мероприятия, направленные на установление целей и оснований всех пороговых, необычных, подозрительных операций и операций, имеющих характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ.

Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются для ежегодной оценки степени подверженности услуг рискам ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов.

Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и (или) хранятся на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее 5 (пяти) лет после совершения операции.

Частота изучения операций клиента определяется с учетом уровня риска клиента и (или) степени подверженности услуг, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытки совершения) клиентом операций (операции), подлежащих (подлежащей) финансовому мониторингу, а также с учетом типологий, схем и способов легализации ОД/ФТ, утверждаемых уполномоченным органом. В случае присвоения клиенту высокого уровня риска, а также в случае совершения клиентом подозрительной операции изучаются операции, которые проводит (проводил) клиент за определенный период времени.

Операции клиента признаются подозрительными в случае, если по результатам изучения операций имеются основания полагать, что операции клиента связаны с легализацией ОД/ФТ. Решение о признании (непризнании) операции клиента в качестве подозрительной операции принимается самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, осуществляющего операцию, а также информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Разница между временем совершения операции и временем признания такой операции подозрительной не может превышать промежуток времени, определяющий частоту изучения операции клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля.

Яндекс.Метрика ;