Вы зарегистрировали лизинговую компанию в налоговых органах в соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и встали на специальный на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в связи с тем, что будете заниматься деятельностью по финансовой аренде (лизингу/сублизингу), которая включает деятельность компаний, оказывающих услуги по предоставлению имущества в лизинг (сублизинг) в качестве лизингодателя (сублизингодателя). Что делать дальше? Какие документы нужно разработать и утвердить, чтобы не допустить нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ)?
По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Для вновь зарегистрированных лизинговых компаний мы предлагаем приобрести пакет услуг «Старт Лизинг». В указанный пакет входят все необходимые услуги в режиме "одного окна" для исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе анкеты с примерами заполнения для идентификации лизингополучателей, в том числе представителей лизингополучателей и бенефициарных владельцев лизингополучателей – юридических лиц.
Предлагаем Вам комплекс юридических и образовательных услуг в режиме "одного окна" для приведения лизинговой компании в соответствие с требованиями Федерального закона закону от 7 августа 2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)":
Обучение сотрудников лизинговой компании с выдачей свидетельства установленного образца по программе "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным и финансированию терроризма".
ООО "Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №10166 от 28.11.2018 г. выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан и соглашения с Международным учебным центром финансового мониторинга.
В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти следующие сотрудники лизинговой компании:
- соискатель на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ проходит однократно до назначения на указанную должность;
- руководитель лизинговой компании;
- руководители филиалов (при наличии);
- главный бухгалтер (бухгалтер) лизинговой компании (при наличии);
- главные бухгалтеры (бухгалтеры) филиалов (при наличии);
- руководитель юридического подразделения (юрист) лизинговой компании.
Постановка на специальный учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и получение допуска к лизинговой деятельности. При необходимости предоставление персонала в аренду по трудовому договору для получения допуска к лизинговой деятельности.
Результат оказанных услуг - постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу и получение права заключить первый договор лизинга
Подключение лизинговой компании к Личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу, настройка рабочего места, в том числе консультация по приведению индекса риск-оценки до уровня "Низкий".
Разработка правил внутреннего контроля лизинговой компании по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения . Объем правил более 150 страниц.
Содержание правил внутреннего контроля:
Правила включают в себя более 35 необходимых первичных документов, в том числе для идентификации лизингополучателей, представителя лизингополучателя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца лизингополучателя:
Блок 1. Первичные документы для идентификации лизингополучателя, представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца лизигополучателя:
- Анкета клиента физического лица (Пример заполнения).
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя (Пример заполнения).
- Анкета клиента юридического лица (Пример заполнения).
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (Пример заполнения).
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (Пример заполнения).
- Анкета бенефициарного владельца (Пример заполнения).
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (Пример заполнения).
- Анкета представителя физического лица (Пример заполнения).
- Анкета представителя юридического лица (Пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя физического лица (Пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (Пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица (Пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (Пример заполнения).
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (Пример заполнения).
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (Пример заполнения).
- Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
Блок 2. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения лизингополучателя в совершении операции:
- Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
- Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Блок 3. Первичные документы для оформления приостановления операции лизингополучателя:
- Служебная записка о приостановлении операции клиента.
- Распоряжение о приостановлении операции клиента.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Уведомление о приостановлении операции клиента.
Блок 4. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Блок 5. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:
- Сообщение об операции (сделке).
- Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.
В состав документации входит Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Разработка пакета документов в соответствии с требованиями к подготовке и обучению сотрудников лизинговой компании, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 г. №203.
Все документы подготовлены на основании требований Отчета о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний утвержденного 12 февраля 2019 года.
Разработка пакета документов в целях назначения на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в лизинговой компании.
При необходимости мы предоставим персонал по трудовому договору соответствующий квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года №492.
Подготовка документов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" для оформления результатов работы специального должностного лица лизинговой компании в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Подключение к личному кабинету на портале Федресурс «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности».
Особенности правового регулирования лизинга по ФЗ-115
Лизинговая деятельность регулируется положениями ст.ст. 665-670 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Преимущественно лизинговые компании привлекают капитал и долгосрочные заемные ресурсы у профессиональных участников финансового рынка, а не у населения, и осуществляют долгосрочные инвестиции в предметы лизинга (основные средства, выбираемые лизингополучателями - юридическими лицами). Лизинг в Российской Федерации – важный источник долгосрочных инвестиций в основной капитал, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса.
На учете в Росфинмониторинге в качестве лизинговых компаний, состоит более тысячи субъектов, включая организации, для которых лизинг не является основным видом деятельности (разовые договоры лизинга).
Лизинговый сектор в значительной мере неоднороден по объему сделок, отраслевой направленности, специфики операционной деятельности, что отражается на существенных различиях в уровнях риска ОД/ФТ в разных сегментах рынка.
По типу владения лизинговые компании можно разделить на 4 группы:
- первая группа – компании с гос.участием;
- вторая группа – «банковская»;
- третья группа – кэптивные компании;
- четвертая группа независимые компании.
Первая группа участников рынка представлена компаниями с государственным участием в капитале. Стандарты корпоративного управления и контроля в данных компаниях, реализуемые с участием представителей государственных органов, дополняется системой финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Основные отрасли концентрации: авиационный транспорт, железнодорожная и сельскохозяйственная техника
В компаниях второй и третьей группы, как правило, также наблюдаются стандарты внутреннего контроля и четко выстроенная система оценки и управления рисками, передающиеся от «материнских» компаний (банков, концернов).
Отличительными чертами компаний второй группы являются низкая достаточность капитала.
Особенностями кэптивных компаний, представляющих третий сегмент, являются диверсификация обязательств, включая внешние займы, а также высокая, по сравнению с другими группами, достаточность капитала. Основные отрасли концентрации: авиационный транспорт, железнодорожная и сельскохозяйственная техника.
Четвертую группу формируют независимые лизинговые компании, а также компании, входящие в группы нефинансового сектора, которые представлены, главным образом, средним и малым бизнесом. Основными отраслями концентрации являются легковые и грузовые автомобили, железнодорожная и сельскохозяйственная техника.
В Российской Федерации, также как и в мировой практике, лизинг для физических лиц является одним из каналов продажи автомобилей и представляет собой альтернативу автокредитованию. Однако доля лизинга для физических лиц незначительна – в среднем 1% от объема рынка. К числу лизинговых компаний, работающих с физическими лицами, относится, преимущественно, четвертая группа сектора малого и среднего сегмента.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ФЗ-115) контроль за исполнением законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ лизинговыми компаниями возложен на Росфинмониторинг.
Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований ФЗ-115. Данный подход применяется для того, чтобы меры надзорного реагирования соответствовали выявленным рискам.
В целях реализации дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий субъекты сектора подразделяются на 4 группы (в зависимости от уровня риска):
- в отношении группы с низким уровнем риска проводится текущий мониторинг,
- с умеренным уровнем риска - профилактические мероприятия,
- с повышенным уровнем риска - адресное взаимодействие, корректирующие меры (в форме направления письма руководству, дистанционные формы обучения и др.),
- с высоким уровнем риска - документарные и выездные проверки, а также направляются материалы в правоохранительные структуры.
Специфика деятельности лизинговых компаний - взаимодействие как с юридическими, так и с физическими лицами, поскольку предмет договора лизинга не ограничен предпринимательской деятельностью клиентов.
В этой связи для лизингового сектора, в силу доступности услуг, потенциально характерна угроза со стороны лиц, причастных к совершению мошеннических действий (действия незаконопослушных клиентов лизинговых компании, попадающих в поле зрения правоохранительных органов). В целях предотвращения угрозы потенциального мошенничества лизинговые компании применяют подход «знай своего клиента», заложенный также в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. По результатам надзорных мероприятий Росфинмониторинга выявляются лизинговые компании, осуществляющие под видом возвратного лизинга фактическое краткосрочное кредитование граждан под залог принадлежащего им имущества (по сути – залоговый заем), то есть выступают в роли микрофинансовой организации и (или) ломбарда.
Такие участники лизингового рынка, подменяя понятие потребительского кредитования, используют правовую неграмотность наиболее уязвимых групп населения (пенсионеров, малообеспеченных граждан, трудовых мигрантов). К их услугам в основном прибегают граждане с низким уровнем доходов, низкой кредитоспособностью, не имеющие доступ к потребительскому кредитованию. Оказание подобных услуг может повлечь за собой высокие риски неплатежеспособности и привести к прекращению договорных отношений с лизинговой компанией и фактическому отчуждению имущества гражданина. В данном случае лизинговые компании на законных условиях обходят контроль и требования Банка России, предъявляемые к микрофинансовым организациям и ломбардам, и имеют налоговые преференции со стороны налогового законодательства. При этом указанный вид услуг оказывают компании малого сегмента сектора, но в силу небольших объемов сделок и не широкого распространения данной услуги потенциальный ущерб незначителен.
Ввиду актуальности вопроса использования функционала Личного кабинета, Росфинмониторингом уделяется повышенное внимание профилактическим мероприятиям, включающим вопросы разъяснения преимущества работы в нем: ознакомление с информационными материалами, принятие участия в «добровольном сотрудничестве», получение доступа к полному Перечню организаций, физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), направление сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и о сомнительных операциях в Росфинмониторинг, а также направление информации о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС-3-ФМ).
Результаты проверочной деятельности Росфинмониторинга в отношении лизинговых компаний показывают, что основными причинами допускаемых нарушений обязательных требований являются недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями, а также несвоевременное прохождение обучения специальным должностным лицом (СДЛ).
Основные нарушения, допущенные лизинговыми компаниями:
- не проведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;
- нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю ;
- нарушение в части выявления операций, имеющих признаки сомнительности;
- невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- отсутствие правил внутреннего контроля, в т.ч. несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- отсутствие ПВК, в т.ч. несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- отсутствие СДЛ, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля;
- несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Относительная легкость доступа на рынок, главным образом в связи с отсутствием ограничений по минимальному размеру капитала для его участников обуславливает потенциальный риск вовлечения сектора в противоправные схемы.
Государство реализует масштабные изменения и, по сути, реформу лизингового рынка с целью нивелирования существующих уязвимостей сектора. Планируемая реформа, подготовленная Минфином России и Банком России, предполагает установить для лизинга дополнительные требования и нормативы в соответствии с его значимостью на рынке финансовых услуг.
Планируется передать контроль за категорией специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку (или претендующих на нее), Банку России, обладающему полномочиями в отношении иных лиц, осуществляющих финансовую деятельность.