Телефон:
Обратный звонок
Главная \ ЦИ и ПУЗ \ Актуальные вопросы применения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Актуальные вопросы применения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Анализ типологий совершения правонарушений в сфере ПОД/ФТ

Тема посвящена общим вопросам организации в национальной системе ПОД/ФТ эффективной работы с типологиями совершения правонарушений (далее - типологиями). Данное направление деятельности является исключительно важным, так как типологии представляют собой знания аналитиков об алгоритмах и методах оценки подозрительной деятельности физических лиц и организаций. Эти знания помогают аналитикам правильно интерпретировать данные и повышают скорость и качество финансового анализа. Описание организации работы с типологиями изложено на основе теории управления знаниями.

Кроме того, формализация типологий создает условия для переноса знаний аналитиков в информационные системы Росфинмониторинга, других государственных органов, включенных в национальную систему ПОД/ФТ, Банка России, а также кредитных и некредитных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и автоматизированного решения сложных аналитических задач, в том числе мониторинга типологий. Поэтому значительное внимание уделено вопросам автоматизации работы с типологиями.

Дополнительно приводится краткий обзор опыта ФАТФ и ЕАГ в проведении типологических исследований.

Понятие и классификация типологий совершения правонарушений в сфере ПОД/ФТ

Определение типологии

Типология происходит от греческих слов typos - "отпечаток, форма, образец" и logos - "слово, учение". С научной точки зрения термин "типология" имеет два значения:

1. Метод научного познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени.

2. Результат типологического описания и сопоставления. Проблемы типологий возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств (химия, биология, психология, языкознание, география, социология и др.). Будучи одной из наиболее универсальных процедур научного мышления, типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

В сфере ПОД/ФТ типология - это описание способа совершения преступления или подозрительной деятельности, их характерных признаков и методов обнаружения данных признаков. Таким образом, данные типологии могут включать две части:

Первая часть содержит описание способа совершения преступления или подозрительной деятельности, может представлять собой описание деятельности некоторой группы условных субъектов (юридических и физических лиц), связей между ними и другими объектами (финансовыми операциями, сделками, адресами, счетами, событиями и др.), описания их характеристик, включая временные характеристики, а также описание условий взаимосвязей между значениями различных характеристик.

Вторая часть содержит описание методов обнаружения характерных признаков совершения преступления или подозрительной деятельности.

Первая часть типологии в целом может быть публичной. Вторая часть является конфиденциальной, так как раскрывает методы противодействия ОД/ФТ.

Важно также отметить, что различные субъекты российской антиотмывочной системы (Росфинмониторинг, Банк России, кредитные и некредитные организации и другие) используют для решения задач ПОД/ФТ различные наборы информационных ресурсов. Одно и то же преступление может по-разному проявляться в тех или иных информационных ресурсах. Поэтому типологии, разработанные для разных типов данных субъектов (например, для Росфинмониторинга и для кредитных организаций) и описывающие конкретный способ совершения преступления (подозрительной деятельности), могут иметь существенные различия.

Кроме того, при расширении состава доступных данных и (или) совершенствовании функциональных возможностей используемых аналитиками программных средств, описание известных типологий может дополняться новыми методами обнаружения их характерных признаков.

Важно также отметить, что для сферы ПОД/ФТ философское утверждение "средства нападения, как правило, опережают средства обороны" является верным. По мере того, как потенциальные жертвы преступлений повышают свою защищенность от противоправных посягательств, а государство вырабатывает эффективные технологии обнаружения, пресечения и расследования известной преступной деятельности, преступники придумывают всё новые и новые способы совершения преступлений и их маскировки.

Таким образом, в национальной системе ПОД/ФТ есть постоянная потребность в разработке новых типологий и актуализации имеющихся типологий.

Классификация типологий и направления их использования

Типологии в сфере ПОД/ФТ можно разделить на следующие виды:

  • типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
  • типологии финансирования террористической деятельности;
  • типологии совершения предикатных преступлений;
  • типологии совершения иных преступлений;
  • типологии подозрительной деятельности.

К первому виду типологий относятся типологии совершения преступлений, квалифицируемых по следующим статьям УК РФ:

  • статья 174 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем";
  • статья 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления".

К типологиям финансирования террористической деятельности относятся типологии предоставления или сбора средств либо оказания финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных следующими статьями УК РФ:

  • статья 205 "Террористический акт";
  • статья 205.1 "Содействие террористической деятельности";
  • статья 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма";
  • статья 205.3 "Прохождение обучения в целях террористической деятельности";
  • статья 205.4 "Организация террористического сообщества и участие в нём";
  • статья 205.5 "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации";
  • статья 206 "Захват заложника";
  • статья 208 "Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нём";
  • статья 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава";
  • статья 220 "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами";
  • статья 221 "Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ";
  • статья 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля";
  • статья 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти";
  • статья 279 "Вооруженный мятеж";
  • статья 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой";
  • статья 361 "Акт международного терроризма",
  • либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

К типологиям совершения предикатных преступлений относятся типологии совершения различных преступлений, в результате которых образуется преступный доход.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон №115) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Важно также отметить, что термин "доход" подразумевает получение какой-либо экономической выгоды.

Статьи УК РФ, квалифицирующие преступления, являющиеся предикатными для легализации (отмывания), можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся статьи, квалифицирующие преступления, в результате совершения которых всегда образуется преступный доход. В качестве примера можно привести следующие статьи:

  • статья 158 "Кража";
  • статья 127.1 "Торговля людьми";
  • статья 159.2 "Мошенничество при получении выплат";
  • статья 172 "Незаконная банковская деятельность";
  • статья 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица";
  • статья 290 "Получение взятки".

Ко второй группе относятся статьи, квалифицирующие преступления, в результате совершения которых не всегда образуется преступный доход. Его образование связано с наличием определенных характеристик совершения преступления. В частности, к ним относятся совершение преступления по найму или корыстных побуждений, или в целях сбыта.

В качестве примера можно привести следующие статьи:

  • статья 117 "Истязание" (по найму);
  • статья 126 "Похищение человека" (из корыстных побуждений);
  • статья 146 "Нарушение авторских и смежных прав" (в целях сбыта);
  • статья 186 "Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг";
  • статья 228.1 "Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или и их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества";
  • статья 228.2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ" (из корыстных побуждений).

Важно отметить, что отмывание (легализация) преступных доходов, полученных от совершения преступлений, квалифицируемых по статьям УК РФ 193, 194, 198, 199, 199.1 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, уклонение от уплаты таможенных платежей, уклонение от уплаты налогов), было криминализовано с вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2013 г. №134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Практический опыт работы с типологиями показал, что среди типологий совершения предикатных преступлений наибольшее практическое значение имеют типологии хищения государственного и частного имущества различными способами, типологии злоупотребления полномочиями, а также типологии налоговых преступлений.

К типологиям совершения иных преступлений относятся типологии совершения преступлений, в результате которых не образуется преступного дохода. К последним относятся различные преступления, в том числе связанные с совершением операций с денежными средствами и иным имуществом.

Например, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (квалифицируется по статье 118 УК РФ) не образует преступного дохода.

Другой пример: Дача взятки (квалифицируется по статье 291 УК РФ) может быть совершена с использованием перечислений безналичных денежных средств. Для лица, дающего взятку, данное преступление не образует преступного дохода. Действия получателя взятки криминализованы в отдельной статье Уголовного кодекса (статья 290 УК РФ "Получение взятки").

Еще один пример: внесение пожертвования в крупном размере в избирательный фонд в нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка оказания такой поддержки (квалифицируется по статье 141.1 УК РФ). При этом очевидно, что лицо, осуществившее незаконное пожертвование, дохода от пожертвования не получает. Кроме того, денежные средства, поступившие в избирательный фонд, согласно действующему законодательству не являются доходом налогоплательщика.

К типологиям подозрительной деятельности относятся типологии, описывающие подозрительную деятельность, которая нередко сопутствует совершению тех или иных преступлений.

Значительная часть таких типологий в текстовом виде описана в Положении Банка России от 02.03.2012 г. №375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма". Приложение данного документа содержит перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Например, признак 1809 имеет следующее описание: "Переводы клиентом-резидентом в течение нескольких месяцев авансовых платежей в полном объеме в пользу нерезидента по договору об импорте товаров без представления уполномоченному банку обосновывающих документов, свидетельствующих о ввозе товаров на территорию Российской Федерации в счет осуществленных авансовых платежей с последующим закрытием паспорта сделки по контракту по причине его перевода в другой уполномоченный банк".

По сути, для кредитных организаций данное описание представляет собой типологию подозрительной деятельности клиента.

Другой пример. Клиент банка после получения кредита выводит его из-под контроля банка-кредитора с помощью финансовых операций притворного характера. Данная деятельность при отдельном рассмотрении не является преступлением, но направлена на обман банка-кредитора и, как правило, нарушает условия кредитного договора. При этом нередко такая деятельность предшествует хищению кредитных средств.

Можно выделить следующие основные направления использования типологий:

  • выявление эпизодов деятельности хозяйствующих субъектов, соответствующих типологиям совершения преступлений и типологиям подозрительной деятельности;
  • предоставление аналитикам доступа к описанию типологий;
  • доведение типологий до сведения правоохранительных и надзорных органов;
  • доведение признаков типологий до сведения подотчетных организаций (кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов и др.);
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства с целью исключения возможности применения физическими лицами и организациями выявленных типологий;
  • обмен типологиями с ПФР зарубежных государств.

По степени формализации типологии можно разделить на следующие категории:

  • неформализованные типологии - это типологии, имеющие только текстовое описание;
  • формализованные типологии - это типологии, имеющие описание на уровне данных, обрабатываемых ЕИС Росфинмониторинга и информационными системами других субъектов НС ПОД/ФТ, мониторинг которых может выполняться автоматически;
  • частично формализованные типологии - это типологии, имеющие фрагменты описания на уровне данных, обрабатываемых ЕИС Росфинмониторинга и информационными системами других субъектов НС ПОД/ФТ, мониторинг которых только частично автоматизирован (требуется дополнительная обработка результатов автоматического мониторинга).

Формализация типологий является весьма сложной и трудоемкой задачей. Так, например, большинство способов хищений основывается на использовании подставных физических лиц или фирм-однодневок. Следовательно, для формализации большинства типологий хищений требуется формализация правил классификации хозяйствующих субъектов с целью их отнесения к подставным или реально действующим. Очевидно, что разработка правил такой классификации и реализация их исполнения в автоматическом режиме представляют собой сложную задачу. При этом представляется, что данная задача может быть решена с приемлемым уровнем качества.

Практический опыт Росфинмониторинга по работе с типологиями показал, что автоматизация мониторинга типологий возможна, и ее реализация позволяет значительно повысить эффективность финансового мониторинга.

Наибольшее практическое значение имеет автоматизация мониторинга типологий совершения предикатных преступлений и типологий подозрительной деятельности.

Примеры типологий в сфере ПОД/ФТ

Рассмотрим более детально некоторые примеры типологий следующих типов:

  • типологии совершения предикатных преступлений;
  • типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
  • типологии финансирования террористической деятельности.

Типологии совершения предикатных преступлений

В качестве примеров типологий совершения предикатных преступлений приведены следующие типологии:

  • типологии преступлений коррупционного характера;
  • типология незаконного возмещения НДС по экспортным операциям;
  • типология незаконного получения субсидий на возмещение сельскохозяйственным предприятиям расходов на некоторые виды товаров.

Типологии преступлений коррупционного характера

Прежде, чем описывать типологии преступлений коррупционного характера, необходимо определить ключевые понятия данной предметной области.

Коррупция (от лат. corrumpere - "растлевать", лат. corruptio - "подкуп, порча, растление, продажность, разложение") - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность.

В международном праве сложилось два подхода к определению понятия коррупции: путем формулировки четкой дефиниции или отсылки к перечню коррупционных правонарушений, подлежащих криминализации.

В Конвенции ООН против коррупции (глава III) понятие коррупции раскрывается через следующий перечень коррупционных деяний:

  • подкуп национальных публичных должностных лиц;
  • подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
  • хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое
  • злоупотребление влиянием в корыстных целях (публичным должностным лицом;
  • злоупотребление служебным положением;
  • незаконное обогащение (публичного должностного лица);
  • подкуп в частном секторе (должностного лица организации частного сектора);
  • хищение имущества в частном секторе (должностным лицом организации частного сектора).

В Российской Федерации к преступлениям коррупционного характера относятся преступления, квалифицированные, в частности, без дополнительных условий следующими статьями УК РФ:

  • статья 141.1 "Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума";
  • статья 184 "Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса";
  • статья 204 "Коммерческий подкуп";
  • статья 204.1 "Посредничество в коммерческом подкупе";
  • статья 204.2 "Мелкий коммерческий подкуп";
  • статья 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, пункт "а" части 2 (деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения)";
  • статья 229.1 "Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, пункт "б" части 2 (деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения)";
  • статья 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности";
  • статья 290 "Получение взятки";
  • статья 291 "Дача взятки";
  • статья 291.1 "Посредничество во взяточничестве";
  • статья 291.2 "Мелкое взяточничество".

Исчерпывающий перечень преступлений коррупционной направленности определен Совместным указанием от 13.12.2016 Генеральной Прокуратуры Российской Федерации №797/11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации №2 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности (Перечень №23 Преступлений коррупционной направленности)".

Для целей типологического анализа целесообразно выделить следующие ключевые элементы рассматриваемой предметной области:

1. Должностное лицо (ДЛ).

Большинство коррупционных деяний совершается должностными лицами. Но даже в тех случаях, когда коррупционное деяние совершает иное лицо (например, взяткодатель), должностное лицо присутствует (если не принимать во внимание редкие исключения).

2. Организация должностного лица.

Термин "должностное лицо" в обязательном порядке предполагает наличие занимаемой им должности в какой-либо официально созданной организации (далее - Организация должностного лица или Организация ДЛ).

Должности соответствует перечень обязанностей и необходимых для их реализации полномочий. Последние, в частности, могут быть связаны с возможностью совершения должностным лицом каких-либо действий с теми или иными активами Организации ДЛ. Активы могут иметь любую форму (движимое и недвижимое имущество, деньги, различные нематериальные активы).

3. Контрагент должностного лица.

Обязанности и полномочия должностного лица могут быть связаны с его возможностью оказывать существенное влияние на различные сферы деятельности других лиц, которые вступают в какие-либо отношения с ним (далее - контрагенты должностного лица или Контрагенты ДЛ).

Контрагентом ДЛ может быть физическое лицо или юридическое лицо. Последнее имеет своего представителя, который непосредственно взаимодействует с Должностным лицом.

Если рассматривать задачу инициативного выявления признаков коррупционных правонарушений, то для ее решения исключительно важное значение имеет наличие информации об отношениях должностных лиц со своими контрагентами. Более того, такая информация нужна в виде централизованной базы данных. Чем больше в ней будет подробностей об отношениях между должностными лицами и их контрагентами, тем больше будет возможностей для выявления конкретных ситуаций, имеющих повышенные коррупционные риски.

Рассмотрим еще одно ключевое понятие сферы противодействия коррупции - конфликт интересов.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Такой конфликт принято называть конфликтом интересов.

Для целей типологического анализа целесообразно рассматривать конфликт интересов в деятельности любых должностных (в государственном секторе, в частном секторе, в международных организациях).

Кроме того, в качестве Контрагентов ДЛ, которые позволят выявлять ситуации возможного конфликта интересов, целесообразно рассматривать любые аффилированные с ним лица и организации. Термин "аффилированность" в данном случае означает прямую или косвенную подконтрольность или иную зависимость от должностного лица, или какую-либо устойчивую связь с должностным лицом, которая может способствовать заключению с ним неформальных противоправных договоренностей.

Далее приводится классификация рассматриваемых типологий. Большинство возможных вариантов типологий совершения преступлений коррупционного характера в разных сферах деятельности можно свести к трем обобщенным финансовым схемам:

  • получения коррупционного дохода должностным лицом организации, уполномоченным распоряжаться какими-либо ее активами
  • получения коррупционного дохода иным должностным лицом, уполномоченным на совершение действий, которые могут оказывать существенное влияние на различные стороны деятельности других лиц;
  • получения коррупционного дохода должностным лицом, участвующего в преступном бизнесе и использующего свои должностные полномочия для ведения данного бизнеса и подавления конкурентов.

Перечисленные схемы классифицируют типологии совершения преступлений коррупционного характера по типу источника получения коррупционного дохода.

В первой схеме источником коррупционного дохода являются активы организации, в которой должностное лицо в корыстных интересах совершает противоправные действия, связанные с данными активами, или умышленно бездействует. Таким должностным лицом может быть руководитель государственной или частной организации, начальник их структурного подразделения, член конкурсной комиссии или другой сотрудник, уполномоченный на совершение действий, которые могут оказать влияние на движение каких-либо активов данной организации.

Во второй схеме источником коррупционного дохода являются активы иных лиц, вступивших в официальные отношения с должностным лицом. Таким должностным лицом, например, может быть сотрудник правоохранительного, контрольного, надзорного или судебного органа, а также представитель законодательного органа власти.

В третьей схеме источником коррупционного дохода являются доходы от преступного бизнеса, в котором участвует должностное лицо. Например, сотрудник правоохранительного ведомства по борьбе с незаконным распространением наркотиков сам занимается распространением наркотиков. Следует отметить, что преступный бизнес в данном контексте, как правило, имеет крайне высокий уровень латентности.

Далее более детально рассматривается первая схема, как имеющая наибольшее практическое значение.

Обобщенная финансовая схема получения коррупционного дохода должностным лицом организации, уполномоченным распоряжаться какими-либо ее активами

Суть схемы заключается в следующем: должностное лицо организации, используя свои полномочия, обеспечивает неправомерное отчуждение каких-либо ее активов в пользу ее контрагента, с которым установлены официальные отношения. За это представитель последнего передает упомянутому должностному лицу или аффилированным с ним лицам незаконное вознаграждение, которое образует коррупционный доход. При этом и должностное лицо, и представитель контрагента действуют в соответствии с ранее достигнутыми между ними неформальными договоренностями.

Данная схема содержит следующие ключевые элементы:

  1. организация, выступающая главным источником формирования коррупционного дохода (далее - Источник КД);
  2. возможные получатели коррупционного дохода, в том числе:
  3. КОРРУПЦИОНЕР - должностное лицо данной организации, уполномоченное распоряжаться какими-либо ее активами, злоупотребляющее своими полномочиями в корыстных целях;
  4. организации, подконтрольные коррупционеру;
  5. родственники коррупционера или иные физические лица, имеющие близкие с ним связи, а также подконтрольные им организации;
  6. коррупционный доход;
  7. дополнительные источники коррупционного дохода, в том числе:
  8. хозяйствующий субъект, вступивший в официальные отношения с Источником КД (далее - Контрагент источника КД);
  9. ВЗЯТКОДАТЕЛЬ - должностное лицо или собственник Контрагента источника КД или их представитель, которые имеют неформальную договоренность с КОРРУПЦИОНЕРОМ об определенных его преступных действиях (бездействии) и получении им незаконного вознаграждения за эти действия;
  10. организации, подконтрольные ВЗЯТКОДАТЕЛЮ;
  11. официальные отношения, установленные между Источником КД и его контрагентом, создающие условия для формирования коррупционного дохода.

Рассмотрим характеристики перечисленных элементов и их взаимосвязи.

Возможные получатели коррупционного дохода. В первую очередь получателем коррупционного дохода может быть сам КОРРУПЦИОНЕР, особенно если этот доход представляет собой наличные денежные средства. Кроме того, довольно часто получателями коррупционного дохода являются родственники КОРРУПЦИОНЕРА или другие аффилированные с ним физические лица. Все перечисленные лица могут получать коррупционный доход через подконтрольные им организации.

Коррупционный доход. В результате установления официальных отношений между Источником КД и его контрагентом они обмениваются активами. При этом рыночная стоимость активов, которые отдает Источник КД, всегда больше рыночной стоимости получаемых им активов. Разница в данных активах делится на две части. Одну часть получает ВЗЯТКОДАТЕЛЬ, другую часть (коррупционный доход) он передает КОРРУПЦИОНЕРУ.

Коррупционный доход может представлять собой любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие права на них.

Как правило, передача коррупционного дохода организуется таким образом, чтобы надежно скрыть источники его образования, а также скрыть или замаскировать факт его передачи (получения).

Для этого применяются различные способы передачи (получения) коррупционного дохода. Самый распространенный из них - передача взятки наличными денежными средствами. В таких случаях у ПФР отсутствует возможность выявления коррупционной цепочки. При этом не исключается возможность выявления коррупционных признаков у должностного лица, получившего взятку наличными денежными средствами.

Другим распространенным способом сокрытия источников образования коррупционного дохода является использование схем "теневых" финансовых услуг. В результате их использования выявление коррупционных цепочек значительно усложняется. При этом исключительно важно отметить, что в операциях, связанных с выплатой (получением) коррупционного дохода, могут иметься идентификационные данные конкретных активов, представляющих коррупционный доход.

Например, подрядчик по государственному контракту выводит полученные от заказчика денежные средства в схему "теневых" финансовых услуг. При этом имеются сведения об операциях, согласно которым один из участников данной схемы - "фирма-однодневка" - переводит в адрес зарубежной риэлтерской компании значительные суммы денежных средств в оплату за несколько квартир. В операциях указаны страна, наименование и счет риэлтерской компании, а также адрес жилого комплекса и номера оплаченных квартир. Таким образом, имеется возможность направить запрос в ПФР данной страны с целью установления реального владельца указанных квартир. Не исключено, что им окажется должностное лицо заказчика по государственному контракту.

Официальные отношения, установленные между источником КД и его контрагентом. Данный элемент схемы является особенно важным, так как для различных областей деятельности Источника КД и его контрагента рассматриваемые официальные отношения отражаются в различных типах документов и различных информационных системах и, как следствие, имеют свои характерные особенности.

Например, в сфере государственных закупок официальные отношения хозяйствующих субъектов связаны с проведением конкурсных процедур, заключением государственного контракта и его исполнением, в том числе приемкой товаров (работ, услуг) и проведением их оплаты.

В сфере кредитования официальные отношения хозяйствующих субъектов связаны с подачей (рассмотрением) заявки на выдачу кредита, заключением договора залога, кредитного договора и их исполнением.

В сфере страхования официальные отношения связаны с заключением договора страхования и его исполнением, включая оплату договора, фиксацию наступления страхового случая и выплату страхового возмещения.

В сфере управления государственным имуществом официальные отношения, в частности, связаны с проведением конкурсных процедур по продаже имущества или сдаче его в аренду, передаче имущества в доверительное управление.

Другие элементы рассматриваемой обобщенной финансовой схемы практически не имеют отличий для разных областей деятельности.

Таким образом, для разработки практических рекомендаций по выявлению и анализу схем получения коррупционного дохода, кроме рассмотрения обобщенной финансовой схемы получения коррупционного дохода, необходимо выявить характерные коррупционные признаки официальных отношений хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности.

Кроме того, важно отметить ряд взаимосвязей перечисленных элементов между собой.

Так, КОРРУПЦИОНЕРА и ВЗЯТКОДАТЕЛЯ, кроме неформальной договоренности об обоюдных противоправных действиях, может связывать еще два типа связей:

Во-первых, КОРРУПЦИОНЕР может вымогать взятку у ВЗЯТКОДАТЕЛЯ. В некоторых случаях признаки, сопутствующие вымогательству, возможно обнаружить.

Во-вторых, КОРРУПЦИОНЕР и ВЗЯТКОДАТЕЛЬ могут быть аффилированы между собой. Наличие данной аффилированности может указывать на наличие конфликта интересов у должностного лица (КОРРУПЦИОНЕРА) и таким образом является ярким признаком рассматриваемой схемы.

Аффилированность должностного лица с возможным ВЗЯТКОДАТЕЛЕМ может быть установлена в результате анализа доступных информационных ресурсов.

Типологии незаконного возмещения НДС по экспортным операциям

Согласно действующему налоговому законодательству при экспорте товаров и услуг из России ставка НДС составляет 0%, а при их поставке внутри России - 18% (для некоторых категорий товаров - 10%). Таким образом, у экспортеров может образоваться отрицательный баланс по НДС, и они имеют право на возмещение разницы входящего и исходящего НДС. Для получения возмещения экспортеру необходимо направить в свою налоговую инспекцию требование о возмещении НДС и соответствующие подтверждающие документы. В частности, в налоговый орган необходимо представить копии платежных документов, подтверждающих поступление валютной выручки, и копии экспортных грузовых таможенных деклараций с отметками таможенного органа, подтверждающих факт экспорта товаров (услуг).

Мошенники разработали ряд схем с использованием экспортных операций, направленных на незаконное возмещение НДС. Данные схемы направлены на получение документов, подтверждающих поступление экспортной выручки и экспорта товаров (услуг). В связи с этим в данных схемах целесообразно рассматривать две составляющие части: первая связана с обеспечением движения товаров, вторая - с движением денежных средств (поступление экспортной выручки, оплата поставщикам).

Для первой составляющей наиболее характерны следующие способы получения подтверждающих экспорт документов:

1. Экспортер осуществляет экспорт ликвидных товаров. При этом контрактная цена товара существенно превышает среднерыночную цену. Факт существенного завышения стоимости экспортируемых товаров является признаком, однозначно указывающим на наличие замысла на незаконное возмещение НДС. Для маскирования факта завышения стоимости часто для экспорта выбираются товары, по которым сложно определить среднерыночную стоимость. Например, это могут быть электронные приборы, уникальные микросхемы и другие компоненты электронной техники, запасные части, узлы и агрегаты авиатехники и промышленного оборудования, а также товары, в стоимости которых значительную часть составляет интеллектуальная стоимость (например, какой-нибудь программно-аппаратный комплекс). Кроме этого, имели место случаи, когда экспортировались изделия из вторичного алюминия. При этом их фактическая стоимость несущественно отличалась от стоимости алюминиевых чушек, а контрактная стоимость значительно превышала последнюю.

Вывезенный за границу России ликвидный товар продается реальному покупателю примерно за его среднерыночную стоимость. При использовании более изощренного варианта схемы экспортированный товар импортируется в Россию с целью повторного экспорта. При импорте товара для минимизации таможенных расходов цена товара существенного занижается. Циклы экспорта и импорта одного и того же товара могут повторяться многократно. Если такая схема носит масштабный характер, то она может быть выявлена путем анализа базы данных таможенных деклараций.

2. Экспортер осуществляет экспорт неликвидных товаров под видом ликвидных. Для этого способа характерен экспорт муляжей электронного оборудования и приборов, компонентов электронной техники.

При осуществлении масштабных экспортных операций, направленных на незаконное возмещение НДС, экспорт товара может быть разделен между несколькими экспортерами. Однако при этом для пересечения границы часто используется одно транспортное средство (автомобиль, самолет, поезд, корабль) и оформление товара на экспорт осуществляется одновременно несколькими участниками. Как следствие этого, номера таможенных деклараций разных экспортеров следуют друг за другом. Это позволяет, зная одного экспортера, проверив по базе данных ГТД соседние номера деклараций, выявить других экспортеров и их зарубежных контрагентов - участников мошеннической группы, если такие существуют.

Для первой составляющей мошеннических схем, связанной с обеспечением движения денежных средств и в конечном счете получения экспортной выручки, характерны следующие черты:

  • экспортер, как правило, не является производителем товара, отправляемого на экспорт. Поэтому им приобретается данный товар на внутреннем рынке у некоего поставщика. Поставщик также не является производителем данного товара и приобретает его у субпоставщика и так далее. "Цепочка" перепродажи товаров на внутреннем рынке может иметь несколько звеньев и, как правило, состоит из организаций, имеющих явные признаки фиктивности. Кроме того, платежи по "цепочке" проводятся в течение одного-двух дней, а ее участники могут быть клиентами одного банка;
  • экспортер минимизирует свой налог на прибыль и экспортную операцию проводит практически без получения прибыли. Это означает, что для расчетов с поставщиком полученной экспортной выручки ему не хватает. Дополнительно ему нужна сумма, равная НДС от экспортной выручки. В большинстве случаев недостающая сумма поступает экспортеру в качестве займа от третьего лица - организации с явными признаками фиктивности. Займ поступает в день зачисления экспортной выручки или на следующий день после этого. Получение экспортером такого займа является одним из ключевых признаков использования схемы, направленной на незаконное возмещение НДС;
  • поскольку доход мошенников не может превышать 18% от экспортной выручки, для получения доходов, оправдывающих риски, мошенники наиболее часто осуществляют экспортные операции с таможенной стоимостью товаров, превышающей 100 тыс. долларов США;
  • по документам получателем товара, как правило, выступает одна офшорная компания, а контрактодержателем, оплачивающим поставку, - другая офшорная компания. Последняя должна быть под контролем мошенников, которые удаленно управляют ее счетом. Наиболее часто такие компании имеют счета в банках прибалтийских государств. Для оплаты экспортной выручки такая офшорная компания может получить необходимые денежные средства по фиктивным контрактам от российских компаний - участников каналов вывода денежных средств за рубеж. Таким образом, для организации получения экспортной выручки достаточно взять однодневный кредит на такую же сумму, переправить его через "канал" вывода денежных средств за рубеж в адрес контролируемой оффшорной компании, вернуть в Россию в качестве экспортной выручки, провести по цепочке поставщиков-субпоставщиков и вернуть кредит. Наличие кольцеобразного движения денежных средств с участием экспортера и его зарубежного контрагента является ярким признаком применения схемы, направленной на незаконное возмещение НДС;
  • для масштабных мошеннических схем кроме параллельного использования нескольких экспортеров применяется последовательное проведение экспорта одинаковых или одних и тех же товаров разными экспортерами. При этом нередко поставщики и субпоставщики, а также зарубежные получатели могут меняться гораздо реже, чем экспортеры. При исследовании финансовых связей это является дополнительным признаком использования схемы, направленной на незаконное возмещение НДС.

Мошенники могут одновременно или последовательно использовать несколько разных экспортеров. Чтобы облегчить возмещение НДС, организаторы мошенничества используют экспортеров, стоящих на учете в разных налоговых инспекциях.

Следует отметить, что в последние несколько лет налоговым и правоохранительным органам совместными усилиями удалось существенно снизить масштабы незаконного возмещения НДС, в том числе по экспортным операциям. В первую очередь это связано с развитием информационной системы налоговых органов, которая стала обрабатывать квартальную отчетность юридических лиц по счетам-фактурам. В результате оперативной обработки данной отчетности налоговым органам сразу видны все цепочки движения товаров и услуг, в которых присутствуют "разрывы" по НДС. Это существенно сократило число попыток незаконного возмещения НДС и позволило налоговым органам более результативно на них реагировать.

Типология незаконного возмещения НДС по экспортным операциям (схема организации движения денежных средств)

В целях развития предприятий малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации принят ряд программ, предусматривающих оказание им финансовой поддержки.

Так, на региональном и муниципальном уровнях выделяются бюджетные средства для осуществления выплат в качестве субсидий на компенсацию затрат на оплату части лизинговых платежей. Размер компенсации может составлять до 25% от общих расходов на лизинговые платежи.

Для незаконного получения субсидий преступники имитируют заключение лизинговых сделок, оформляя фиктивные договора лизинга, и проводят между участниками схемы платежи под видом лизинговых платежей.

В качестве лизингодателей могут привлекаться как реальные, так и фиктивные лизинговые компании. Последние могут отсутствовать по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации, и не иметь сайта в сети Интернет. Кроме того, в отношении таких компаний, как правило, не удается найти в сети Интернет никаких упоминаний об их финансово-хозяйственной деятельности.

В качестве лизингополучателей, как правило, используются специально созданные для получения субсидий организации. Такие организации могут быть зарегистрированы на подставных лиц или номинальных лиц, аффилированных с лизинговыми компаниями или должностными лицами органов государственной власти и т.д.).

Указанные фиктивные договоры лизинга служат основанием для получения субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий в органах государственной власти, принимающих решение об их предоставлении. Предъявляемые к получателям субсидий требования при этом минимальны (отсутствуют требования по минимальной штатной укомплектованности, наличию собственного капитала, какой-либо деловой репутации, оборотам организации и т.д.).

Практический опыт проведения финансовых расследований по эпизодам незаконного получения субсидий на оплату части затрат по лизинговым платежам показал, что нередко участниками анализируемых противоправных схем выступали должностные лица, уполномоченные принимать решение о предоставлении субсидий. В ряде случаев они выступали непосредственными организаторами таких схем.

Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

При рассмотрении типологий данного вида следует осмыслить характер их возможных взаимосвязей с типологиями совершения предикатных преступлений.

В общем некоторые взаимосвязи между указанными видами типологий, конечно, существуют. Однако во многих случаях выбор того или иного способа легализации (отмывания) не сильно зависит от реализованного способа получения преступного дохода. Иными словами, не важно, как получен преступный доход, - легализовать его можно самыми разными способами.

В качестве примеров рассмотрим типологии отмывания должностными лицами коррупционных доходов и типологию отмывания доходов, полученных в качестве незаконного возмещения НДС.

Типологии отмывания должностными лицами коррупционных доходов

В Российской Федерации в рамках антикоррупционного законодательства создана система контроля за доходами и крупными расходами должностных лиц, занимающих должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. №557 утвержден Перечень, в котором обозначены должности в федеральных органах исполнительной власти, а также иные должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

  • осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
  • предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
  • осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
  • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
  • управление государственным имуществом;
  • осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
  • хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В состав декларируемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера входит следующая информация:

  • сведения о доходах;
  • сведения о расходах;
  • сведения об имуществе, находящемся в собственности (недвижимое имущество и транспортные средства);
  • сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • сведения о ценных бумагах (акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах, а также иные ценные бумаги);
  • сведения об обязательствах имущественного характера (сведения об объектах недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, и срочных обязательствах финансового характера).

Обязанность для отдельных категорий должностных лиц декларировать свои и своих близких родственников доходы (расходы), имущество и обязательства имущественного характера установлена соответствующими нормами российского законодательства. Декларирование осуществляется в форме заполнения и передачи в уполномоченный орган справки установленной формы.

В целях уклонения от вышеописанной системы государственного контроля доходов и крупных расходов должностные лица при совершении преступлений коррупционного характера для последующего отмывания (легализации) коррупционных доходов наиболее часто используют своих ближайших родственников, доходы которых не попадают под декларирование. Например, родителей, или совершеннолетних детей, или племянников и других родственников.

Коррупционеры при планировании и реализации преступления коррупционного характера организуют поступление коррупционных доходов (в виде наличных или безналичных денежных средств) перечисленным лицам или в адрес подконтрольных им компаний. Далее полученные денежные средства используются родственниками для покупки дорогостоящих транспортных средств, земельных участков, квартир, домов, иных объектов движимого и недвижимого имущества. При этом должностное лицо - коррупционер обеспечивает себе возможность пользования приобретенными активами.

Как вариант, поступающие родственнику должностного лица коррупционные доходы могут вкладываться в развитие какого-либо бизнеса, владельцем которого является данный родственник. По сути, последний выступает номинальным владельцем такого бизнеса. Реальным владельцем может быть должностное лицо, направлявшее коррупционные доходы на его приобретение и развитие.

В отдельных случаях вместо родственников могут использоваться иные доверенные лица, которые выступают в роли номинальных владельцев вверенных им активов.

Еще один вариант легализации (отмывания) коррупционных доходов связан с предварительным их выводом за рубеж (в виде безналичных денежных средств) через какую-нибудь схему "теневых" услуг на счета оффшорной компании, которая принадлежит должностному лицу - коррупционеру. Далее поступившие денежные средства могут использоваться для приобретения различных активов, в том числе зарубежной недвижимости.

При этом, конечно, зарубежные активы не декларируются. Это обстоятельство позволяет обнаруживать противоречия между ними и задекларированными доходами и активами.

Типология отмывания доходов, полученных в качестве незаконного возмещения НДС

В данной типологии речь идет о мошенниках, которые специализируются на схемах незаконного возмещения НДС. Такие преступники могут одновременно реализовывать несколько на первый взгляд независимых схем незаконного возмещения НДС. При более детальном рассмотрении таких схем может оказаться, что их объединяет компания, выступающая их финансовым оператором. Ее роль заключается в обеспечении финансирования схем, нацеленных на незаконное возмещение НДС. Например, денежные средства, полученные в качестве возмещения в одной из завершенных схем, направляются компании-оператору, которая их перераспределяет в виде займов в другие действующие мошеннические схемы. При очередном незаконном возмещении НДС поступившие денежные средства могут быть направлены компании-оператору в качестве возврата ранее выданного займа.

Особенностью данной типологии является некоторое совмещение легализации (отмывания) с предикатным преступлением: приготовление к легализации (отмыванию) происходит на стадии реализации предикатного преступления и до момента его завершения.

Затем данные средства могут быть легализованы путем безналичных перечислений организаторам данной деятельности под видом займов, которые не придется возвращать, или, например, в виде оплаты консультационных услуг.

За последние несколько лет терроризм получил широкое распространение во многих странах мира, включая Российскую Федерацию. Наибольшую угрозу представляют террористические международные группировки, принявшие идеологию радикального ислама. Крупнейшей из них является ИГИЛ (ДАИШ), насчитывающая в своих рядах десятки тысяч боевиков, а также имеющая подконтрольные ячейки своих сторонников в десятках государств, включая Россию и ведущие страны Евросоюза.

ИГИЛ и другие террористические группировки, воюющие в Сирии и Иране, например такие как "Джебхат ан-Нусра", смогли за последние несколько лет организовать масштабное финансирование своей террористической деятельности.

По данным открытых источников, их доходы в значительной части образуются за счет контрабандных поставок сырой нефти, добытой на захваченных нефтяных месторождениях. Кроме того, на захваченных террористическими группировками территориях население и бизнес вынуждены платить дань террористам. Еще одним значимым источником незаконных доходов являются захват террористами и контрабанда культурных и исторических ценностей. Также при штурме и захвате городов в Ираке и Сирии террористам нередко удавалось захватить и присвоить крупные суммы наличных денежных средств, хранящиеся в кредитных организациях.

Вместе с тем ИГИЛ и другие террористические группировки кроме перечисленных способов финансирования своей деятельности дополнительно используют различные схемы сбора денежных средств с использованием возможностей сети Интернет.

Используемые ими методы сбора финансовых средств можно разделить на четыре основные категории:

  • прямые просьбы о пожертвованиях;
  • ведение электронной коммерции;
  • использование доступных в Интернете платежных инструментов;
  • посредничество благотворительных организаций.

В случае прямых обращений речь идет об использовании социальных сетей, веб-сайтов, чат-групп, массовых рассылок и целенаправленных сообщений в целях передачи просьб о пожертвованиях от сторонников.

Веб-сайты также могут использоваться в качестве интернет-магазинов, предлагающих сторонникам книги, аудио- и видеозаписи и другие товары. Платежные средства, предоставляемые в Интернете через специализированные веб-сайты или коммуникационные платформы, позволяют легко и быстро осуществлять электронные денежные переводы между сторонами.

Переводы средств нередко осуществляются с помощью электронных банковских переводов, кредитных карт или иных платежных средств (систем электронных денег, платежных систем, платежных сервисов социальных сетей и других).

В целях обеспечения результативности противодействия финансированию терроризма необходимо, чтобы кредитные и другие подотчетные организации при проведении первичного финансового мониторинга использовали описание актуальных профилей различных типов участников террористической деятельности. Данные профили должны включать описание поведенческих признаков.

Типологические исследования ФАТФ, ЕАГ и других региональных групп по типу ФАТФ

ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ уделяют большое внимание проведению типологических исследований и семинаров по типологиям.

Данные исследования организуются специальными рабочими группами и проводятся странами. В ФАТФ такой группой является Рабочая группа по типологиям (Working Group on Typologies, WGTYP). Она была учреждена пленарным заседанием ФАТФ в 2004 году. В ЕАГ с 2016 года такая группа называется Рабочей группой по типологиям и противодействию финансированию терроризма и преступности (РГТИП).

Для проведения исследований выбираются темы по наиболее проблемным вопросам ПОД/ФТ, которые являются актуальными для многих стран. Результаты проведенных исследований в виде типологических отчетов публикуются на официальных сайтах ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ.

В следующей таблице приведены ссылки на сайты ФАТФ и ряда региональных групп по типу ФАТФ, которые включают разделы, посвященные типологическим исследованиям.

Некоторые отчеты по типологическим исследованиям являются конфиденциальными. Например, сайт ЕАГ содержит специальный закрытый раздел, на котором публикуются такие отчеты.

Каждое типологическое исследование начинается со сбора материалов, необходимых для его проведения. Для этого руководителем исследования разрабатывается и рассылается в страны-участницы исследования специальный вопросник. В частности, такой вопросник может включать вопросы по национальному законодательству, оценке криминогенной обстановки, наиболее распространенным типологиям, проблемам межведомственного взаимодействия и другим аспектам исследуемой темы.

Для распространения знаний о типологиях и обмена опытом в этой сфере ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ ежегодно проводят семинары по типологиям. Кроме сотрудников подразделений финансовых разведок в семинарах принимают участие представители правоохранительных и надзорных органов, а также отраслевые эксперты.

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить