На финансовом рынке появляются интернет-проекты (или так называемые стартапы), действующие исключительно в пространстве дистанционного микрокредитования. При этом, данную нишу занимают исключительно микрофинансовые организации специализирующиеся на потребительских онлайн-займах без обеспечения. Остальные профессиональные кредиторы в лице ломбардов, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций предлагающих займы под залог движимого и/или недвижимого имущества вынуждены работать в режиме оффлайн.
На фоне роста потребления электронных товаров и услуг, а также благодаря простоте и удобству дистанционного кредитования проникновение Интернет-займов приобрело характер устойчивой тенденции. При этом деньги заемщик может получить не только на карту или банковский счет, но и, например, на Яндекс-кошелек или наличными (в отделении платежной системы).
По данным сервиса Яндекс «Подбор слов», отражающим приблизительную статистику поисковых запросов на Яндексе, включающих определенное слово или словосочетание, в 2018 году месячное количество запросов по словосочетанию "Онлайн займ" составляет более 500000, а по словосочетанию «Карта заем» более 700000. Эти цифры показывают пропорциональную зависимость между поисковой заинтересованностью и реальным спросом и дают неплохой ориентир к пониманию масштабов роста клиентской базы онлайн-кредитования.
1. Регистрация микрокредитной компании в налоговых органах Российской Федерации.
2. Внесение сведений о микрокредитной компании в реестр микрофинансовых организаций Банка России.
3. Подготовка уведомлений в Банк России и Федеральную службу по финансовому мониторингу.
4. Подготовка/экспертиза договора на создание Интернет сайта микрофинансовой организации, в том числе подготовка/экспертиза договора на создание мобильного приложения для микрофинансовой организации.
5. Подготовка документов в целях исполнений требований микрокредитной компанией Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6. Подготовка документов для предоставления микрозаймов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
7. Подготовка документов в соответствии с базовыми стандартами для микрофинансовых организаций.
8. Подготовка документов для соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
9.Подготовка уведомления о постановке на учет в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
10. Подготовка документации по кадровому делопроизводству в микрокредитной компании.
Особенности онлайн-кредитования физических лиц
Часто можно услышать мнение, что бумажные деньги устарели, и скоро мы полностью перейдем на безналичные расчеты. Тем не наличные деньги доминируют в розничной торговле и в сфере услуг, но доля безналичных платежей неуклонно растет. Так, например, последние несколько лет стали временем небывалого роста в сегменте онлайн-кредитования на территории России, активно начали реализоваться такие бизнес проекты как онлайн-банки и онлайн-мфо.
Для того, чтобы взять денежный заем, не нужно покидать свою квартиру. Достаточно заполнить онлайн-заявку и после ее одобрения микрофинансовой организацией получить деньги любым удобным заемщику способом: получить сумму займа на банковский счет или карту, на счет электронной платежной системы. Не нужно собирать пакет документов, добираться до офиса микрофинансовой организации, ждать ответа. Вся процедура не занимает и 15 минут. Это просто, это быстро, это удобно.
Сумма займа, которую можно получить дистанционно в российских микрофинансовых организаций, варьируется от 1000 до 15 000 руб. Так, законодательство ограничивает сумму неидентифицированных денежных переводов пятнадцатью тысячами рублей. Поскольку дистанционное кредитование предполагает отсутствие физического контакта с заемщиком, микрофинансовые организации, в большинстве случаев, не в состоянии провести надлежащую идентификацию клиента и, как следствие, ограничены в сумме выдаваемого займа. Исключением являются те компании, которые обрабатывают заявки в режиме онлайн, а выдачу денежных средств осуществляют при личной явке клиента в офис организации, пункт выдачи/приема денежных переводов и т.д.