Целевой инструктаж нотариусов и их работников для соответствия требованиям Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 годам «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Основам законодательства Российской Федерации о нотариате №4462-1 от 11.02.1993 года.
По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 или в мессенджерах или пишите на электронную почту info@law115.ru
Появились вопросы об услуге, задайте их эксперту в мессенджерах
Получаемые документы об образовании:
Свидетельство о прохождении целевого инструктажа нотариуса и его работников, стажеров, помощников:
Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации.
Стоимость:
2000 р. | 1 слушатель, НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Удобные способы оплаты: безналичный расчет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Q-код, банковская карта (онлайн с предоставлением кассового чека на электронную почту)
- Безналичный расчет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. От Вас требуется предоставить на электронную почту info@law115.ru ИНН компании для формирования счета. Подписанные счет и договор с нашей стороны мы направим Вам на электронную почту.
- Онлайн (банковской картой) с предоставлением кассового чека на электронную почту. Кассовый чек направляется на электронную почту.
- QR-код. Заходите в банковском приложении в раздел QR-платежей - наводите камеру на QR-код - в открывшейся платежке вводите сумму, указанную в счете, подтверждаете операцию.
Форма обучения:
Обучение доступно онлайн. На этом курсе можно учиться онлайн. Дистанционное обучение позволяет слушателям гибко планировать свое время и изучать материалы в удобное для них время и место (на работе, дома или на отдыхе). Оно также предоставляет возможность получить образование тем, кто не может физически присутствовать на уроках, например, из-за географического расстояния, физических ограничений или семейных обязанностей.
Требования к слушателям:
Для оказания услуги потребуется предоставить на электронную почту info@law115.ru следующие сведения и документы:
- ФИО слушателя
- ИНН слушателя
- Почтовый адрес с индексом.
- Реквизиты нотариуса для безналичной оплаты.
Доставка свидетельства:
После завершения обучения по выбранной программе, прохождения тестирования и подтверждения оплаты слушателю направляется цветная скан-копия свидетельства установленного образца на электронную почту слушателя, указанный при регистрации в формате JPG или PDF.
Оригинал свидетельства бесплатно направляется Почтой России, трек номер для отслеживания письма направляется слушателю на электронную почту.
Иные способы доставки осуществляются за дополнительную плату в зависимости от адреса доставки способа доставки (постамат, доставка курьером до двери, доставки в пункт выдачи).
Учебная программа:
Модуль 1. Международные стандарты противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Формирование единой международной системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Организации и специализированные органы.
- Международные стандарты противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (40+9 Рекомендаций ФАТФ).
Модуль 2. Правовое регулирование в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Национальная система противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Государственная система противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Федеральные органы исполнительной власти.
- Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Модуль 3. Надзор в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Объекты проверки.
- Порядок проведения проверок по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами.
Модуль 4. Права и обязанности нотариуса
- Основные права и обязанности нотариуса.
- Идентификация нотариусом клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций, блокирование (замораживание) денежных средств и иного имущества.
- Порядок представления нотариусом информации об операциях, сделках и нотариальных действиях. Сроки представления. Способы представления. Рассмотрение типовых ошибок в представлении информации. Исполнение запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Модуль 5. Требования к разработке правил внутреннего контроля
- Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Разработка правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля.
- Порядок утверждения правил внутреннего контроля.
- Программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля;
- Программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
- Программа изучения клиента;
- Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и принятия мер по снижению рисков;
- Программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
- Программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- Программа проверки системы внутреннего контроля;
- Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Модуль 6. Критерии выявления операций, подлежащих контролю.
- Нотариальные действия, перечисленные в пункте 1 (в отношении сделок, определенных уполномоченным органом по согласованию с Федеральной нотариальной палатой), пунктах 12, 13 и 35 части 1 статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате №4462-I от 11.02.1993 года: удостоверение сделки; прием в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; нотариальные действия в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа.
- Обзор приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу №333 от 23.12.2024 года к удостоверяемым нотариусом сделкам, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Критерии выявления и признаки необычных сделок как программа системы внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Практические примеры необычных сделок.
- Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
- Типологии, характерные схемы и способы отмывания преступных доходов и финансирования.
- Публичные отчеты, размещенные в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу ((1) Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и (2) Национальная оценка рисков финансирования терроризма.
- Отчеты о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма (НОР ОД и НОР ФТ) 2022 года.
Модуль 7. Ответственность нотариуса за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации..
- Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в рамках кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.
Модуль 8. Система подготовки и обучения нотариуса и его работников.
- Обучение и подготовка нотариуса и его работников. Перечень работников нотариуса, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
- Формы, периодичность и сроки обучения нотариуса и его работников.
- Вводный и дополнительный инструктажи.
- Целевой инструктаж и повышение уровня знаний.
Лицензия №10166 от 28.11.2018. Проверить действительность лицензии на осуществление образовательной деятельности можно на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Соглашение МУМЦФМ. Проверить действительность соглашения с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (г. Москва) можно на официальном сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (МУМЦФМ).
Систематическое прохождение обучения доступно в рамках абонентского обслуживания. Это ежемесячное сопровождение нотариальных действий для соответствия требованиям Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Непрохождение нотариусом целевого инструктажа и повышения уровня знаний в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является административным правонарушением. Что влечет за собой административную ответственность в виде административных штрафов по статье 15.27 КоАП РФ.
Обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма
Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которых распространяются положения статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Нотариусам в случаях удостоверения различного рода сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и юридическими лицами денежных средств на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели следует идентифицировать клиентов.
Нотариус должен, согласно установленным правилам нотариального делопроизводства, собирать и документально фиксировать всю необходимую информацию по существу удостоверенных им сделок и совершённых иных нотариальных действий. При этом нотариусу надо обращать внимание на возможные признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица. Кроме того, обеспечивается конфиденциальность полученной информации. Также должны быть предприняты иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Нотариусы должны обращать внимание и фиксировать сделки, имеющие:
- запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие целям деятельности клиента, установленным учредительными документами;
- указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона №115-ФЗ, а также копии документов, необходимых нотариусу для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Так, на фоне усиления мер, принимаемых кредитными организациями по противодействию проведению сомнительных операций, недобросовестные клиенты прибегают к использованию механизмов, позволяющих беспрепятственно совершать финансовые операции подозрительного характера, в частности, посредством использования института исполнительной надписи нотариуса.
Исполнительные надписи нотариусов могут использоваться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и последующего списания денежных средств со счета должника по исполнительному листу в целях легализации операций по «обналичиванию» денежных средств, совершения «транзитных» переводов на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в теневой оборот и др.
В таких случаях основанием для совершения исполнительной надписи нотариуса является по сути фиктивная задолженность, что позволяет недобросовестным клиентами избегать применения к ним мер по снижению рисков, проводимых кредитными организациями.
Руководствуясь статьей 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, нотариусы обязаны принимать меры по идентификации клиентов, а также информированию Росфинмониторинга о совершении сомнительных операций (сделок) при наличии подозрений, что они совершаются в целях легализации преступных доходов, и финансирования терроризма.
В целях повышения эффективности принимаемых нотариусами мер и недопущения вовлечения нотариусов в проведение сомнительных операций рекомендуется:
- при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и Федеральной службы судебных приставов «Сервисы» (о наличии исполнительных производств), иные источники информации, доступные на законном основании;
- в случае выявления признаков недобросовестной деятельности клиента уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом такого клиента при совершении нотариальных действий, а также по возможности получать у клиента дополнительные сведения (документы) по операции (сделке);
- обращать особое внимание на следующие признаки:
- признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, например, связанные с оформлением, предметом, условиями исполнения договоров, характером деятельности участников договоров и др.;
- совершение операций по депозитному счету нотариуса, в том числе в наличной форме, по основаниям, имеющим признаки фиктивности;
- намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юридических лиц на имя одного и того же физического лица.
В случае выявления при совершении нотариальных действий вышеуказанных признаков, информировать Росфинмониторинг в установленном порядке 1 по форме ФЭС 1-ФМ (02), с указанием в показателе «Код вида операции» кода 6001 и соответствующим кодом признака необычной операции.
Кроме вышеописанной схемы Федеральной службой по финансовому мониторингу представлена в Федеральную нотариальную палату информация и о другой выявленной схеме подозрительных сделок с использованием депозитных счетов нотариусов. Участники такой схемы используют предоставленные законодательством Российской Федерации возможности погашения задолженности между кредитором и должником через внесение денежных средств на депозит нотариуса.
В целях принятия мер по снижению рисков использования депозитных счетов нотариусов для обналичивания денежных средств 30.03.2017 года состоялось совещание представителей Министерства юстиции Российской Федерации, Росфминмониторинга, Банка России и ФНП, на котором был принят ряд решений, в том числе, решение об информировании нотариусов об обнаруженных подозрительных сделках, а также о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство, регламентирующих использование депозитного счета нотариуса.
В рамках принятых решений, обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии с Рекомендациями по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, одним из признаков необычных сделок, выявляемых при оказании нотариальных услуг, является внесение в депозит нотариуса денежных средств и ценных бумаг и списание (снятие) с депозита нотариуса ценных бумаг и денежных средств, в том числе в наличной форме (код 4604).
Информирование уполномоченного органа со стороны нотариусов по данному коду подозрительных операций практически не осуществляется. Вместе с тем, в силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ при наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган.