Обратный звонок

Старт Нотариус

«Старт Нотариус» - комплекс услуг для нотариусов по Федеральному закону от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1.

Старт

1. Целевой инструктаж нотариуса с выдачей свидетельства установленного образца по программе "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным,  финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Стоимость 2000 р.

2. Подключение нотариуса к личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу  (Росфинмониторинга) и настройка рабочего места.

Стоимость 4000 р.

3. Разработка правил внутреннего контроля нотариуса по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667.

Стоимость от 5000 р.

4. Разработка программы подготовки и обучения нотариуса в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 №203.

Стоимость от 3000 р.

5. Подготовка документов для назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Стоимость от 2000 р.

По любому вопросу звоните по телефону +7(800) 100-49-90 (звонок бесплатный по всей России), +7(952) 045-74-83 (Viber, WhatsApp) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которых распространяются положения статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.

Нотариусам в случаях удостоверения различного рода сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и юридическими лицами денежных средств на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели следует идентифицировать клиентов.

Нотариус должен, согласно установленным правилам нотариального делопроизводства, собирать и документально фиксировать всю необходимую информацию по существу удостоверенных им сделок и совершённых иных нотариальных действий. При этом нотариусу надо обращать внимание на возможные признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица. Кроме того, обеспечивается конфиденциальность полученной информации. Также должны быть предприняты иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Нотариусы должны обращать внимание и фиксировать сделки, имеющие:

  • запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие целям деятельности клиента, установленным учредительными документами;
  • указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона №115-ФЗ, а также копии документов, необходимых нотариусу для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Так, на фоне усиления мер, принимаемых кредитными организациями по противодействию проведению сомнительных операций, недобросовестные клиенты прибегают к использованию механизмов, позволяющих беспрепятственно совершать финансовые операции подозрительного характера, в частности, посредством использования института исполнительной надписи нотариуса.

Исполнительные надписи нотариусов могут использоваться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и последующего списания денежных средств со счета должника по исполнительному листу в целях легализации операций по «обналичиванию» денежных средств, совершения «транзитных» переводов на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в теневой оборот и др.

В таких случаях основанием для совершения исполнительной надписи нотариуса является по сути фиктивная задолженность, что позволяет недобросовестным клиентами избегать применения к ним мер по снижению рисков, проводимых кредитными организациями.

Руководствуясь статьей 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, нотариусы обязаны принимать меры по идентификации клиентов, а также информированию Росфинмониторинга о совершении сомнительных операций (сделок) при наличии подозрений, что они совершаются в целях легализации преступных доходов, и финансирования терроризма.

В целях повышения эффективности принимаемых нотариусами мер и недопущения вовлечения нотариусов в проведение сомнительных операций рекомендуется:

  • при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и Федеральной службы судебных приставов «Сервисы» (о наличии исполнительных производств), иные источники информации, доступные на законном основании;
  • в случае выявления признаков недобросовестной деятельности клиента уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом такого клиента при совершении нотариальных действий, а также по возможности получать у клиента дополнительные сведения (документы) по операции (сделке);
  • обращать особое внимание на следующие признаки:
    • признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, например, связанные с оформлением, предметом, условиями исполнения договоров, характером деятельности участников договоров и др.;
    • совершение операций по депозитному счету нотариуса, в том числе в наличной форме, по основаниям, имеющим признаки фиктивности;
    • намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юридических лиц на имя одного и того же физического лица.

В случае выявления при совершении нотариальных действий вышеуказанных признаков, информировать Росфинмониторинг в установленном порядке 1 по форме ФЭС 1-ФМ (02), с указанием в показателе «Код вида операции» кода 6001 и соответствующим кодом признака необычной операции.

Кроме вышеописанной схемы Федеральной службой по финансовому мониторингу представлена в Федеральную нотариальную палату информация и о другой выявленной схеме подозрительных сделок с использованием депозитных счетов нотариусов. Участники такой схемы используют предоставленные законодательством Российской Федерации возможности погашения задолженности между кредитором и должником через внесение денежных средств на депозит нотариуса.

В целях принятия мер по снижению рисков использования депозитных счетов нотариусов для обналичивания денежных средств 30.03.2017 года состоялось совещание представителей Министерства юстиции Российской Федерации, Росфминмониторинга, Банка России и ФНП, на котором был принят ряд решений, в том числе, решение об информировании нотариусов об обнаруженных подозрительных сделках, а также о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство, регламентирующих использование депозитного счета нотариуса.

В рамках принятых решений, обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии с Рекомендациями по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, одним из признаков необычных сделок, выявляемых при оказании нотариальных услуг, является внесение в депозит нотариуса денежных средств и ценных бумаг и списание (снятие) с депозита нотариуса ценных бумаг и денежных средств, в том числе в наличной форме (код 4604).

Информирование уполномоченного органа со стороны нотариусов по данному коду подозрительных операций практически не осуществляется. Вместе с тем, в силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ при наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган.

Яндекс.Метрика ;