Телефон:
Обратный звонок

Базовые стандарты микрофинансовых организаций

Образцы документов для соответствия требованиям Базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденный Банком РФ от 27.07.2017 г.

Документация представляет готовое решение для начала ведения документооборота (с примерами заполнения) по управлению рисками с учетом специфики деятельности микрокредитной компании. 

Блок 1. Основные документы по риск-менеджменту микрокредитной компании:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Положение о кредитном риске.
  4. Положение о риске ликвидности
  5. Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
  6. Положение о правовом риске.
  7. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  8. Положение о регуляторном риске.

Блок 2. Реестр и карта рисков микрокредитной компании:

  1. Реестр рисков.
  2. Карта рисков.
  3. Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
  4. Паспорт операционного риска.
  5. Паспорт риска потери деловой репутации.
  6. Паспорт стратегического риска.
  7. Паспорт рыночного риска.
  8. Паспорт правового риска.
  9. Паспорт риска ликвидности.
  10. Паспорт процентного риска.
  11. Паспорт регуляторного риска.

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность. 

Блок 3. Обучение работников микрокредитной компании по программе риск-менеджмента:

  1. Программа обучения сотрудников микрокредитной компании по риск-менеджменту.
  2. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрокредитной компании методам и инструментам управления рисками
  3. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  4. Свидетельство о прохождении сотрудником микрокредитной компании обучения по риск-менеджменту.
  5. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрокредитной компании по риск-менеджменту.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников микрокредитной компании в области риск-менеджмента
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрокредитной компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  8. Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрокредитной компании.

Блок 4. Дополнительные документы 

  1. Приказ о назначении риск-менеджера.
  2. Должностная инструкция риск-менеджера.

Блок 5. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.

  1. Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрокредитной компании.
  2. План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
  3. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.

Блок 6. Дополнительные документы по риск-менеджменту:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрокредитной компании.
  2. Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрокредитной компании.
  3. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрокредитной компании.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности  организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Ворд Документы предоставляются в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:

  1. с учетом правового статуса микрокредитной компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
  2. на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
  3. на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовой организации

Во исполнение Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и Указания Банка РФ от 30.05.2016 №4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка» 27 июля 2017 года Банком России был утвержден Базовый стандарт по управлению рисками для микрофинансовых организаций, который вступит в силу через 180 дней со дня его размещения на официальном сайте Банка России и подлежит обязательному применению каждой микрофинансовой организацией (МКК и МФК).

Данный нормативный акт помимо основного текста, где, в частности, даются определения таким важным терминам, как риск, источник риска, рисковое событие, последствия риска, управление рисками, включает в себя три Приложения к Стандарту, в которых приведена классификация возможных рисков (Приложение №1), карта риска, отражающая виды рисков по степени их значимости и вероятности, а также риски внешней и внутриорганизационной среды (Приложение №2), и типовая форма отчетности о системе управления рисками (далее – СУР) (Приложение №3) .

С вступлением в силу рассматриваемого стандарта рекомендация по оценке риска станет теперь обязанностью для всех микрофинансовых организаций, что позволит обеспечить устойчивость финансового состояния и предотвратить возможные потери. Эта обязанность реализуется с помощью организации СУР, которая включает в себя такие процессы, как идентификация рисков, организация управления рисками, измерение и оценка рисков, контроль за соответствием рисков установленным лимитам. Ответственным за указанную деятельность назначается лицо, обладающее специальной квалификацией (риск-менеджер) или же создается подразделение риск-менеджмента (по усмотрению МФО). Также данная должность должна предусматриваться в каждой дочерней компании (либо назначается риск-менеджер (формируется подразделение риск-менеджмента), либо обязанности по договору выполняет риск-менеджер головной организации). Однако если МКК имеет задолженность по основному долгу на 31 декабря предыдущего года не менее одного миллиарда рублей, тогда возникает обязанность сформировать именно подразделение риск-менеджмента. Следует отметить, что допускается передача части функций риск-менеджера по аутсорсингу, но это не освобождает его от ответственности в области СУР.

Управление рисками осуществляется непрерывно, по всем видам деятельности, на всех уровнях управления, и в соответствии с принципом документирования. Наиболее важным в этой области документом является Положение об управлении рисками (гл.5 Стандарта), которое обязательно к составлению и должно пересматриваться не реже одного раза в год. В п.5.1 Стандарта указаны аспекты, необходимые к отражению в Положении. Рассмотрим их более подробнее. 

Разграничение обязанности уполномоченных органов МФО и риск-менеджера. 

Так, к компетенции органов МФО относится утверждение правил и методов оценки рисков и формирования внутренней отчетности, разработка Положения и иных связанных с ним документов, организация обучения работников (в том числе в части соблюдения Положения). В круг обязанностей риск-менеджера входит разработка и внедрение методик идентификации, оценки и контроля уровня рисков, подготовка внутренней отчетности, разработка программ обучения, анализ рисков.

Определение порядка ведения реестра рисков. 

В реестр рисков включаются идентифицированные риски и результаты их оценок. Он должен пересматриваться не реже одного раза в год. 

Принципы и порядок раскрытия информации. 

Работники МФО обязаны информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе осуществления производственных операций. Риск-менеджер обязан не реже одного раза в год предоставлять органам МФО информацию, касающуюся управления рисками. 

Сроки и порядок предоставления внутренней отчетности. 

Внутренняя отчетность составляется в соответствии с Приложением №3 и включает в себя реестр рисков, паспорт риска (каждого рискового события) и карту рисков (Приложение №2).

Основные подходы к осуществлению процессов СУР.

Система управления рисками должна включать мероприятия по управлению наиболее опасными рисками и также следующими видами рисков: кредитным риском, риском ликвидности, операционным риском и правовым риском.

В добавление к вышеуказанному Стандарт содержит информацию о мониторинге, измерении и оценки рисков, мероприятиях по управлению рисками и контролю.

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить