Обратный звонок
Главная \ Юридическая документация \ Документы по ФЗ-115 \ Образец анкеты клиента по ФЗ-115

Образец анкеты (досье) по ФЗ-115

Образцы заполнения анкет в целях идентификации клиентов, представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366:

  1. Анкета клиента физического лица (образец заполнения).
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя (образец заполнения).
  3. Анкета клиента юридического лица (образец заполнения).
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (образец заполнения).
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (образец заполнения).
  6. Анкета бенефициарного владельца (образец заполнения).
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (образец заполнения).
  8. Анкета представителя физического лица (образец заполнения).
  9. Анкета представителя юридического лица (образец заполнения).
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица (образец заполнения).
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (образец заполнения).
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица (образец заполнения).
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (образец заполнения).
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (образец заполнения).
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (образец заполнения).

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности  организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Ворд Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или пишите на электронную почту info@law115.ru

document_v3-color Уникальный документ, который отсутствует в свободном доступе в Интернете и в справочно-правовых системах. Разработан на основании приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366

guarantee_v3-color Мы предоставляем гарантию прохождения проверок надзорных органов и органов Прокуратуры. Вы снижаете риски возможных штрафов. Мы берем на себя ответственность за соответствие документов требованиям приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366.

Видеоролик о правилах идентификации клиента на примере физического лица

 

Каким нормативным правовым актом установлены требования к идентификации в целях ПОД/ФТ иФРОМУ?

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (вступил в силу с 23 февраля 2019 года).

Какие организации и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать своих клиентов?

Группа 1. Юридические лица:

  • лизинговые компании;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Группа 2. Индивидуальные предприниматели:

  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Группа 3. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Какая ответственность установлена за не проведение идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев?

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей и на юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента

Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366.

Указанное Положение применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

Напомним, что организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

Организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация обязана идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.

Организация в соответствии с пунктом 1 статьи 7.3 Федерального закона 115 ФЗ обязана предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (любых назначаемых или избираемых лиц, занимающих какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любых лиц, выполняющих какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия), а также на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Организация при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона 115 ФЗ от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.

На основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона 115 ФЗ.

Организация в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В Программе идентификации в целях реализации требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона 115 ФЗ, организация должна предусмотреть:

  • порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников;

  • порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

При выполнении требований Федерального закона 115 ФЗ организации должны учитывать установленный статьей 4 Федерального закона 115 ФЗ запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Анкета клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя

Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

  • установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

  • проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона 115 ФЗ;

  • определение принадлежности клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

  • выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

  • оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

  • обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать следующие данные:

  • дата государственной регистрации,

  • почтовый адрес,

  • состав учредителей (участников),

  • состав и структура органов управления,

  • размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда,

  • коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

Организация в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя.

Организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень).

При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля. Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне не должны быть доступны клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю или иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Риск).

Организация осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. При этом, это правило не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Организация осуществляет идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).

Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

Сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.

Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

Организации следует оформлять анкету клиента в случаях, если:

  • фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у организации сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне;

  • в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции у организации возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

  • имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ;

  • организация оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.

Организации следует обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим "разовые операции", а также если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, организации следует в день их получения внести соответствующие изменения в анкету клиента либо зафиксировать иным способом, установленным организацией в правилах внутреннего контроля.

В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

Организация оценивает степень (уровень) Риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - признаки повышенной степени (уровня) Риска), самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Организация оценивает степень (уровень) Риска при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных организацией в правилах внутреннего контроля.

Оценка степени (уровня) Риска клиента

Для оценки степени (уровня) Риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ.

Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:

  • в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

  • имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 115 ФЗ.

Для целей реализации организациями данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений следует считать день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, присвоения степени (уровня) Риска.

Пересмотр степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные организацией в правилах внутреннего контроля.

Результаты оценки степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Хранение документов, полученных при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя

Документы, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе документы переписки и иные документы по усмотрению организации), подлежат хранению в организации в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Информация и документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также относящиеся к деятельности клиента, должны храниться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить