Пример заполнения анкеты клиенты НФО

Наши специалисты разработали документы в соответствии с Положением об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 12.12.2014 г. №444-П: 

  1. Анкета клиента физического лица (пример заполнения).
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
  3. Анкета клиента юридического лица (пример заполнения).
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пример заполнения).
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
  6. Анкета бенефициарного владельца (пример заполнения).
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (пример заполнения).
  8. Анкета представителя физического лица (пример заполнения).
  9. Анкета представителя юридического лица (пример заполнения).
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица (пример заполнения).
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица (пример заполнения).
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (пример заполнения).
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (пример заполнения).

Идентификация клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в некредитной финансовой организации

Идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента в некредитной финансовой организации (МФО, КПК, СКПК, ломбарде, НПФ, УК, страховой компании) является достаточно сложной категорией, начинающейся до вступления организации в отношения с клиентом, длящейся на всей протяженности взаимных отношений организации и клиента и заканчивающейся спустя длительный промежуток времени после прекращения отношений с клиентом. И для ее надлежащего проведения требуется качественная локальная нормативно-правовая регламентация.

Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 12.12.2014 N 444-П (далее Положение №444-П) предусматривает обязанность некредитных финансовых организаций при при процедуре идентификации не только установить определенные сведения, но и документально подтвердить их достоверность. Так, согласно Положению 444-П, чтобы данные считались подтвержденными, недостаточно осуществления простого сбора документов по перечням, установленным правилами внутреннего контроля, необходимо изучение их содержания, установление легитимности, проведение сравнительного анализа и прочих действий по подтверждению достоверности идентификационных данных.

Кроме обязательных сведений, подлежащих установлению в целях идентификации финансовая организация вправе использовать также иные сведения (документы), самостоятельно определяемые ей в своих правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации.

К примеру, документальным подтверждением сведений могут выступать пояснения клиента, оформленные в письменной форме. В таких случаях действует принцип добросовестности сторон, исходя из которого сведения, которые не могут быть подтверждены заранее установленными документами и предоставленные клиентом в форме пояснений, могут быть признаны достоверными, если у сотрудника банка не возникает подозрений в их недостоверности.

Сбор, обработка и фиксация данных о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце клиента в некредитной финансовой организации

Сбор данных может осуществляться различными методами и из различных источников. Основным источником получения сведений является сам клиент, который и предоставляет основной объем информации путем представления документов, опроса, анкетирования, дачи пояснений (письменных и устных). Также определенные сведения могут быть получены из открытых источников, в том числе с использованием интернет-ресурсов. Преимущественно это официальные сайты и интернет-услуги, предоставляемые ФНС, МВД, Росфинмониторингом, ФССП, ФТС, а также некоторыми официальными СМИ.

После сбора данных необходимо произвести их обработку. Обработка данных является самым сложным этапом всей процедуры как в части исполнения сотрудником, так и в части нормативной регламентации. Обработка данных включает в себя: ознакомление с содержанием документов; проверка документов на их легитимность и действительность, в том числе по техническим причинам; анализ сведений, выявление противоречий, расхождений, несоответствий и др.;- формирование выводов о достоверности и достаточности сведений.

Следующий этап фиксация является преимущественно технической функцией и заключается в совершении ряда процедур, направленных на сохранение идентификационных данных, а именно: занесение идентификационных данных субъекта в базу данных; формирование анкеты; совершение прочих действий, предусмотренных внутренними нормативными актами некредитной финансовой организации для фиксирования установленных сведений.

Оценка уровня риска клиента некредитной финансовой организации

Уровень риска признается повышенным при установлении соответствия признакам, приведенным в Приложении №2 Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П. Перечень признаков не является исчерпывающим, и некредитная финансовая организация может самостоятельно определять дополнительные критерии повышенного уровня риска. Операции, совершаемые лицами с повышенным уровнем риска, подлежат особому контролю со стороны НФО. И необходимым условием правильного установления уровня риска и, как следствие, последующего контроля операций является качество установления и фиксирования сведений.

Указываемые в анкете (досье) клиента, могут фиксироваться и храниться финансовой организацией в электронной базе данных, к которой сотрудникам организации, осуществляющим идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя, может быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации. Однако НФОможет самостоятельно разработать технологию хранения сведений, в том числе в документарной форме и на бумажном носителе. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона 115 ФЗ документы, подтверждающие сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона 115, а также копии документов, необходимых для идентификации, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом. Как следствие, финансовая организация должна располагать копиями документов, необходимых для идентификации клиентов, в том числе при упрощенной идентификации.

При определении даты начала течения пятилетнего срока хранения данных обязательным является правильное определение даты прекращения отношений клиента с финансовой организацией. Так, в случаях совершения клиентом одноразовой операции, не длящейся во времени, течение срока начинается со дня, следующего за днем совершения операции.

Обновление сведений о клиентах некредитной финансовой организации

Финансовая организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) риска, но не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации, зафиксированной кредитной организацией во внутренних документах в соответствии с правилами внутреннего контроля, - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Процедура обновления сведений, несмотря на кажущуюся простоту, содержит скрытые признаки, влияющие на понимание всей деятельности по идентификации. Во-первых, из смысла вышеуказанной нормы следует еще одна функция идентификации - это организация и осуществление контроля после идентификации субъекта в целях обновления сведений. Обновление сведений является обязательной процедурой и завершается либо установлением и дополнительных данных о субъекте и их фиксацией, либо установлением факта неизмененности установленных данных и также фиксацией данного обстоятельства.

Во-вторых, обновление сведений должно осуществляться по мере изменения сведений о субъекте, но не реже одного раза в год, идентификация приобретает непрерывный характер. И осуществляется на всем периоде существования отношений с субъектом (сейчас не рассматривается период хранения данных в течение пяти лет после прекращения отношений с субъектом, хотя данный период также относится к деятельности по идентификации).

В-третьих, требование законодательства об обновлении идентификационных сведений о соответствующих лицах возвращает весь процесс на первый этап с последующим прохождением всей цепочки, тем самым формируя цикличность идентификации лиц, подпадающих под критерии субъектов идентификации.

Таким образом, субъекта можно считать идентифицированным уже после оценки уровня риска и фиксации сведений, при этом сама деятельность по идентификации не заканчивается.