Обратный звонок
Главная \ ГИИС ДМДК \ Вопросник для организаций (ИП) ювелирного сектора

Вопросник для организаций (ИП) ювелирного сектора

Юридическая консультация по заполнению вопросника для организаций (ИП) ювелирного сектора.

07.09.2022.16.10

Стоимость от 4000 р.

Напишите нам

Мы оказываем услуги по договору, чтобы заказать услугу пришлите Ваши реквизиты (ИНН или карту партнера) на электронную почту info@law115.ru и мы подготовим счет и договор на оказание услуг.

По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или на электронную почту info@law115.ru, Харисов Игорь Фанзилович.

Ответственность за не заполнение вопросника для организаций (ИП) ювелирного сектора

1. Во-первых, участие в дистанционном сотрудничестве с Федеральной службой по финансовому мониторингу с использованием Личного кабинета учитывается при планировании контрольных мероприятий Федеральной пробирной палатой. В случае не заполнения вопросника для организаций (ИП) ювелирного сектора у компании возникают высокие риски включения его в ближайший план выездных и камеральных проверок территориальных органов прокуратуры и Федеральной пробирной палаты.

2. Во-вторых, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков предусматривает частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ административную ответственность:

  • штраф на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;
  • штраф на юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей.

О вопроснике для организаций (ИП) ювелирного сектора

В личных кабинетах на официальном сайте Росфинмониторинга для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий  размещён вопросник «Проверь свой риск». 

07.09.2022.16.21

Цель вопросника – оценка понимания ювелирами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ). Результат оценки Росфинмониторинга будет доведен до ювелиров, заполнивших и отправивших указанный вопросник, через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

Информация о текущем статусе вопросника отображается в окне Информация на стартовой странице ЛК. В зависимости от текущего состояния вопросника, в окне Информация будет отображаться соответствующая информация. Если вопросник ранее не заполнялся, то в окне Информация будет предложено заполнить и отправить вопросник, со ссылкой на форму заполнения. После частичного заполнения вопросника, он получает статус Черновик и в окне Информация будет предложено продолжить заполнение или отправить его в Росфинмониторинг, со ссылкой на форму заполнения. После завершения заполнения вопросника и последующей его отправки, он получает статус Отправлен и в окне Информация будет выведено сообщении об ожидании оценки.

Организации и индивидуальные предприниматели, не участвующие в сотрудничестве, станут объектами повышенного внимания со стороны ФКУ «Пробирная палата России» и Росфинмониторинга.

Рассмотрим из каких вопросов состоит вопросник и как нужно отвечать на них.

1. Вопросник начинается с предложения указать ювелиру, вид деятельности, который он осуществляет:

  • Оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • Оптовая торговля ювелирными изделиями;
  • Розничная торговля ювелирными изделиями;
  • Скупка ювелирных изделий и/или лома драгоценных металлов;
  • Производство ювелирных изделий;
  • Переработка лома и отходов драгоценных металлов и/или драгоценных камней;
  • Иная деятельность с драгоценными металлами и/или драгоценными камнями.

2. При ответе на следующий вопрос нужно указать имеются ли у ювелира филиалы/представительства в России или представительства за рубежом. В случае указания наличия представительств за рубежом, необходимо указать: количество представительств за рубежом; наименование представительства; выбрать из списка страну представительства.

3. К какому субъекту предпринимательства относится ювелир: микропредпринимательство, макропредпринимателсьтво, среднее предпринимательство или не относится ни к одному из перечисленных.

4. Входит ли ювелир в банковскую группу (холдинг) в понимании статьи 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В случае, когда организация входит в банковскую группу (холдинг), необходимо указать: наименование банковской группы/холдинга; ИНН банковской группы/холдинга.

Напомним Вам, что банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы). В свою очередь банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее - головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов.

5. Является ли ювелир участником внешнеэкономической деятельности. Указывается положительный или отрицательный ответ.

6. Осуществлялась ли ювелиром финансово-хозяйственная деятельность в 2015 - 2016 гг. Указывается положительный или отрицательный ответ.

7. Далее требуется указать объем выручки ювелира (без НДС, акцизов) за 2015 - 2016 гг. Приводится стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).

8. Входит (состоит) ли ювелир в ассоциации (союзе), гильдии, ином профессиональном объединении. В случае, когда организация состоит в ассоциации (союзе), гильдии или ином профессиональном объединении, необходимо указать ее наименование банковской группы/холдинга и ИНН.

9. Требуется указать количество клиентов ювелира, которым осуществлялась продажа товаров (из драгоценных металлов, драгоценных камней, с содержанием драгоценных металлов) за период 2015-2016 гг. Соответственно указывается количество клиентов.

10. Также требуется указать количество клиентов ювелира, которым выполнялись работы, оказывались услуги, за период 2015-2016 гг.. Этот вопрос обусловлен тем, что не все субъекты ювелирной отрасли осуществляют розничную или оптовую торговлю ювелирными изделиями, многие занимаются их изготовлением или ремонтом, что относится к понятию "работа" и "услуга" соответственно.

11. Ювелир должен указать количество сделок (операций) заключенных в 2015 – 2016 гг. по соответствующему виду деятельности:

  • Оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • Оптовая торговля ювелирными изделиями;
  • Розничная торговля ювелирными изделиями;
  • Скупка ювелирных изделий и/или лома драгоценных металлов;
  • Производство ювелирных изделий;
  • Переработка лома и отходов драгоценных металлов и/или драгоценных камней;
  • Иная деятельность с драгоценными металлами и/или драгоценными камнями.

Указывается: количество покупателей для розничной торговли; количество заключенных договоров с клиентами при оптовой торговли.

12. Требуется указать максимальный размер стоимости одной единицы драгоценных металлов, драгоценных камней (ювелирных изделий, химических соединений, термопар, анодов, часов, посуды и т.д.) реализуемых ювелиром.

Например, если ювелирный магазин занимается розничной продажей часов, тогда ему нужно указать максимальный размер стоимость одних часов.

13. Далее требуется перечислить источники финансирования ювелира: собственные или заемные средства,кредиты российских или зарубежных банков, заемные средства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных лиц или иные источники, которые нужно будет указать.

14. Оказывает ли ювелир агентские услуги по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них. Указывается положительный или отрицательный ответ.

Напомним, что в информационном письме №50 от 10 февраля 2016 года в п.п. 16 и 17 Росфинмониторинг четко сформулировал свою позицию, что операции как с денежными средствами, так и с имуществом при скупке, купле-продаже драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемые в рамках агентского договора, будут подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает пороговое значение.

И далее на вопрос о том, на кого возложена обязанность по представлению сведений об операции с денежными средствами и имуществом в совершаемые в рамках агентского договора купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий: на агента или принципала ответил следующее.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Агент оказывает услугу как принципалу по реализации/приобретению имущества, так и покупателю/продавцу по приобретению/реализации такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона N 115-ФЗ клиентами по отношению к агенту являются как принципал, так и покупатель/продавец имущества.

Руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ в части определения понятия "клиента", подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, статьи 1005 ГК РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках агентского договора, представляются агентом.

Агентские договоры направлены на совершение агентом сделок в интересах принципала (в рассматриваемом случае - сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, принадлежащих принципалу) или на обеспечение заключения таких сделок между принципалом и третьим лицом (потребителем).

При этом агент, в зависимости от условий договора с принципалом, может предоставлять в Росфинмониторинг следующие сведения: 

Агентский договор на реализацию товара принципала:

  1. по факту поставки (отгрузки) товара от принципала агенту;
  2. по факту реализации (продажи) товара агентом покупателю;
  3. по факту поставки (отгрузки) товара от принципала покупателю (при наличии сведений);
  4. по факту перечисления денежных средств агентом принципалу за реализованный в рамках агентского договора товар;
  5. по факту получения денежных средств агентом от покупателя;
  6. по факту перечисления денежных средств покупателя принципалу за реализованный в рамках агентского договора товар (при наличии сведений).

При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пп. 2 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается принципал.

Агентский договор на приобретение товара принципалом:

  1. по факту поставки (отгрузки) товара от продавца агенту;
  2. по факту поставки (отгрузки) товара агентом принципалу;
  3. по факту поставки (отгрузки) товара от продавца принципалу (при наличии сведений);
  4. по факту получения денежных средств агентом от принципала для приобретения товара;
  5. по факту перечисления денежных средств агентом продавцу;
  6. по факту перечисления денежных средств принципаломпродавцу (при наличии сведений).

При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пп. 1 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается принципал.

15. Оказывает ли ювелир комиссионные услуги по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них. Указывается положительный или отрицательный ответ. 

Присутствие этого вопроса в вопрснике ювелира также объясняется положениями информационного письма Росфинмониторинга №50 от 10 февраля 2016 года. В котором он разъяснил следующее. В пунктах 14, 15 указанного письма Росфинмониторинг разъясняет, что операции как с денежными средствами, так и с имуществом скупки, купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в совершаемые в рамках договора комиссии будут подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает пороговое значение.

И отчечает, на кого возложена обязанность по представлению сведений об операции с денежными средствами и имуществом скупки, купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в совершаемые в рамках договора комиссии: на комитента или на комиссионера. 

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Комиссионер оказывает услугу как комитенту по реализации имущества, так и покупателю по приобретению такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона N 115-ФЗ клиентами по отношению к комиссионеру являются как комитент, так и покупатель.

Учитывая положения статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ в части определения понятия "клиент", подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, статьи 990 ГК РФ, сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером.

При этом комиссионер предоставляет в Росфинмониторинг сведения:

  • по факту поставки (отгрузки) товара от комитента комиссионеру;
  • по факту реализации (продажи) товара комиссионером покупателю;
  • по факту поставки (отгрузки) товара от комитента покупателю (при наличии сведений);
  • по факту перечисления денежных средств комиссионером комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар;
  • по факту получения денежных средств комиссионером от покупателя;
  • по факту перечисления денежных средств покупателем комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар (при наличии сведений).

При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пп. 2 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается комитент.

16. Источники поступления ювелирных изделий и/или драгоценных металлов: аффинажные предприятия, ломбарды, российские и иностранные банки, производители ювелирных изделий, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю ювелирными изделиями и/или драгоценными металлами или иное.

17. Источники поступления драгоценных камней: Гохран России, российские добывающие организации, зарубежные поставщики, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку драгоценных камней, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю драгоценными камнями.

Или если драгоценные камни ювелиром не приобретались необходимо будет выбрать соответствующий пункт.

18. Имелись ли случаи дробления Вашими клиентами операций в рамках заключенных договоров купли-продажи драгоценных металлов, драгоценных камней и/или изделий из них с целью уклонения от процедур обязательного контроля. Указывается положительный или отрицательный ответ.

Напомним, что в классификаторе необычных сделок, утвержденному приказом Росфинмониторинга №103 от 08.05.2009 г. имеется код 1103 "Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ". Соответственно при положительном ответе на данный вопрос, подразумевается, что ювелир должен был направлять ФЭС об указанных сделках в Росфинмониторинг.

19. Имелись ли случаи приобретения Вами ювелирных изделий без оттисков государственных пробирных клейм. Как и впредыдущем случае необходимо снова обращаться к приказу Росфинмониторинга №103 от 08.05.2009 г. В котором имеется необычная сделка с кодом 3806 "Получение партии (партий) ювелирных и (или) других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с возможно фальшивыми оттисками пробирных клейм, с незарегистрированными оттисками именников производителей и (или) без оттисков государственных пробирных клейм". Соответственно, при положительном ответе на данный вопрос, подразумевается, что ювелир должен был направлять ФЭС об указанных сделках в Росфинмониторинг.

20. Количество сотрудников ювелира с учетом филиалов (при наличии), которые в соответствии со своими обязанностями выполняют функции в целях ПОД/ФТ (в обязанности которых входит подготовка и направление сведений в Росфинмониторинг, проведение идентификации лиц, принимаемых на обслуживание, иные сотрудники в обязанности которых входит реализация правил внутреннего контроля). Напомним, что у любого ювелира должен быть утвержденный перечень сотрудников, которые обязаны проходить обучение по ПОД/ФТ.

21. Дата утверждения правил внутреннего контроля ювелира. Указывается дата последней редакции ПВК по ПОД/ФТ утвержденной Вами.

22. Вносились ли ювелиром изменения в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ. Указывается положительный или отрицательный ответ.

23. Являлось (является) ли клиентом (абонентом) ювелира публичное должностное лицо. Напомним, что ювелиры обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц (ПДЛ) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ:

  • иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
  • должностных лиц публичных международных организаций (ДЛПМО);
  • лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (РПДЛ).

24. Проводит ли ювелир идентификацию бенефициарных владельцев юридических лиц. Указывается положительный или отрицательный ответ.

25. Запрашивает ли ювелир перед заключением договора с контрагентом сведения о его постановке на специальный учет: сведения о постановке на специальный учет (номер документа); сведения из карты постановки на специальный учет или данные сведения не запрашиваются.

26. Как часто ювелир обновляет информацию о своем клиенте: раз в квартал, раз в полугодие, раз в год или иной ответ. Напомним, что здесь правильным ответом будет раз в год.

27. Прошло ли обучение в форме целевого инструктажа специальное должностное лицо ювелира. СДЛ должен пройти первичный целевой инструктаж перед назначением его на эту должность и затем проходить обучение по ПОД/ФТ не реже одного раза в три года.

28. Осуществлял ли ювелир операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю в 2015-2016 гг.

29. Имелись ли случаи отвержения сообщений об операциях, подлежащих контролю. Отвергнутые сообщения ВЫ можете увидеть в разделе "Отправленные сообщения" - "Отвергнутые сообщения".

30. Способ выявления операций, подлежащих обязательному контролю и необычных (сомнительных) операций. Нужно выбрать один из двух: автоматизированный или неавтоматизированный.

31. Какой способ доступа к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, использует ювелир при идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициара.

32. Есть ли у ювелира клиенты с повышенным уровнем риска ОД/ФТ. Напомним, что Росфинмониторингом в свое время были утверждены критерии повышенной степени риска, которые по общему правилу должны быть отражены в приложении к ПВК по ПОД/ФТ ювелира.

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить