Задать вопрос
Игорь Фанзилович, добрый день! Можно уточнить у Вас один вопрос. При смене директора переиздается ли приказ на СДЛ?
Ранее и директор и СДЛ, было одно и то же лицо. После этого, директор поменялся, а СДЛ остался тот же. Нужно ли в таком случае создавать новый приказ?
Добрый день, Гульнара!
Если директор не исполнял функции СДЛа, то этого не требуется.
Осталось несколько вопросов, так как у нас только интернет-магазин, нужно ли коммерческое помещение или возможно не коммерческое «жилой дом», если возможно, то какие документы нужно предоставить?
Весоизмерительное оборудование, возможно проверить самостоятельно, без каких-либо дополнительних организаций, верно? И какие документы по ним необходимо предоставить?
И нужно ли проводить нам верификацию лиц от какой-то суммы, если у нас интернет эквайринг и все платежи обрабатываются банком?
Добрый день, Мария!
1 вопрос. Обязательно требуется нежилое помещение. Требований к размеру нет.
2 вопрос. На каждые весы необходимо свидетельство о проверке. Которое выдается специализированными организациями. Информация о проверке должна отражаться в системе АРШИН.
При оформлении лицензий в целях подтверждения наличия у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования также может представляться распечатка с сайта Федеральной государственной информационной системы Росстандарта – ФГИС «АРШИН» по адресу: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/results/
В случае отсутствия сведений в указанной информационной системе, в качестве документов, свидетельствующих о соблюдении лицензиатом вышеуказанного требования, могут быть представлены копии документов, подтверждающих законное владение весоизмерительным оборудованием (договор купли-продажи, договор аренды, накладная, счет-фактура, свидетельство о поверке или паспорт (формуляр) средств измерений, в который внесена запись о проведенной поверке).
Свидетельство о поверке или паспорт (формуляр) должны содержать наименование организации (индивидуального предпринимателя) соискателя лицензии.
В случае, если соискатель лицензии не указан в свидетельстве о поверке или паспорте (формуляре) весоизмерительного оборудования, то необходимо дополнительно представить договор аренды на весоизмерительное оборудование, находящееся в пользовании у соискателя лицензии.
3 вопрос. При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В Вашем случае, если я правильно понял Вы принимайте платежи по банковским картам. Соответственно ориентируйтесь на сумму 200 000 р.
Добрый день! Прочитал у Вас, что все редакции ПВК нужно хранить 5 лет. Подскажите, пожалуйста, пункт в законе или инструкции где есть эта норма. Заранее спасибо.
Добрый день, Леонид!
Указанный срок хранения документов (5 лет) установлен пунктом 33 Требований к правилам внутреннего контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667.
Добрый день! Вопрос по скупке ювелирных изделий (у нас НЕ ломбард). Скажите пожалуйста, под какие критерии необычных сделок подпадают операции по скупке ювелирных изделий у физических лиц?
Добрый день, Мария!
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. №103 утверждены критерии и признаки необычных сделок. В частности для Вашего вида деятельности имеется специальная группа необычных сделок с кодом "38" Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий":
3801
Систематическое приобретение физическим лицом нескольких ювелирных или других бытовых изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и/или сертифицированных драгоценных камней
3802
Перечисление по поручению клиента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий на счета третьих лиц
3803
Представление продавцом при купле-продаже стандартных и (или) мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов вместо оригиналов копий документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них
3804
Отклонение стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или других бытовых изделий из лома и отходов в рамках договора более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня рыночных цен
3805
Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки, пластин, полос, листов и т.п.), произведенной из стандартных и (или) мерных слитков аффинированных драгоценных металлов без изменения химического состава
3806
Получение партии (партий) ювелирных и (или) других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с возможно фальшивыми оттисками пробирных клейм, с незарегистрированными оттисками именников производителей и (или) без оттисков государственных пробирных клейм
3807
Приобретение юридическим лицом - производителем ювелирной продукции минерального сырья у организаций и (или) старательских артелей, осуществляющих добычу драгоценных металлов
3808
Приобретение юридическим лицом - производителем продукции, не осуществляющим деятельность по огранке драгоценных камней, алмазного сырья и драгоценных камней в сыром (не обработанном) виде
3809
Приобретение юридическим лицом ограненных драгоценных камней (за исключением бриллиантов), не добывающихся на территории Российской Федерации
Добрый день! Подскажите пожалуйста можно ли не утверждать некредитной финансовой организации новые ПВК каждый раз при очередном изменении (по истечении 3 месяцев) законодательства/нормативки, а оформлять приказом внесение изменений в ПВК? И если можно, то как долго?
Добрый день, Ольга!
Каждая новая редакция правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ это самостоятельный (автономный) локальный акт некредитной финансовой организации. Таким образом, после внесения изменений в правила внутреннего контроля нужно утвердить отдельную их редакцию. К каждой новой редакции требуется оформление приказа в котором Вы указываете причину утверждения новой редакции. Например, "Утвердить редакцию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2020 г. №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Добрый вечер, Игорь Фанзилович! Большое спасибо за ответы. Ещё вопрос: можно ли отдельно не утверждать программу обучения НКО, если она включена в ПВК? А ограничатся Списком и Планом?
Добрый день, Ольга!
В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" некредитная финансовая организация разрабатывает программу подготовки и обучения по ПОД/ФТ, которую утверждает руководитель некредитной финансовой организации.
Таким образом, программа подготовки и обучения это отдельный локальный акт, который утверждается руководителем.
При его отсутствии некредитной финансовой организации грозят санкции ЦБ и административные штрафы.
Наша компания планирует осуществлять деятельность по приобретению (скупке) у физических и юридических лиц отработанных катализаторов, содержащих драгоценные металлы и их дальнейшую первичную обработку (переработку) с последующей передачей полученного сырья на аффинаж соответствующим предприятиям на территории РФ.
В этой связи, компанией получена лицензия на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.
Просим разъяснить, необходимо ли нам для осуществления такой деятельности дополнительно обращаться за получением лицензии на деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий (пункт 57 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности), либо операция по приобретению (скупке) отработанных катализаторов будет производиться в рамках уже приобретенной лицензии на скупку ювелирных изделий.
Добрый день, Олег!
В названии двух описанных Вами лицензий используется термин лом. В одном случае это лом изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в другом случае лом драгоценных металлов.
Федеральный закон №41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» раскрывает определение лома и отходов драгоценных металлов, но не содержит определение лома изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Лом драгоценных металлов – это изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.
Между тем, Федеральный закон №41-ФЗ содержит определение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Из содержания, которого можно судить о том, что «лом изделий» и «лом драгоценных металлов» это два разных понятия.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней – это изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Проведенный терминологический разбор показывает, что для приема лома и отходов драгоценных металлов требуется единственная лицензия на обработку(переработку) лома и отходов драгоценных металлов.
Добрый день, Игорь Фанзилович! Подскажите пожалуйста, какое имущество МКК может заморозить(блокировать) у Клиента -заемщика(при необходимости в свете 115-ФЗ). И в какой операции (распоряжении) Клиента МКК должен отказать (при необходимости в свете 115-ФЗ).
Добрый день, Ольга!
Микрофинансовая деятельность - это деятельность по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях")
МКК или микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных ограничений, и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.
Исходя из содержания нормативных определений следует, что клиентами МКК являются лица, которые получают из МКК денежные средства и, наоборот, передают их в МКК (назовем их заемщики и инвесторы).
1 Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ содержит определение понятия "блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг", под которым понимается адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Применение мер по замораживанию денежных средств соответствующего клиента означает формирование условий, при которых клиент будет лишен возможности распоряжения денежными средствами, и соответственно он не сможет направить их на финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения.
Рассмотрим, это на примере клиента - инвестора, когда МКК выявила, что конкретный инвестор является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в ходе его обслуживания.
В этом случае МКК обязана применить меры по замораживанию и прекратить выплаты процентов по договору привлечения денежных средств и возврат привлеченных денежных средств. И, соответственно, сообщает в Росфинмониторинг о применении указанных мер.
Другой пример, клиент - заемщик, когда МКК выявила, что конкретный заемщик является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в ходе его обслуживания.
В этом случае исходя из общих положений о займе (кредите) гражданского законодательства денежные средства в виде займа и процентов по нему являются собственностью МКК и, соответственно, не могут рассматриваться как денежные средства, принадлежащие лицам, в отношении которых применяются меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.
Таким образом, у МКК отсутствует обязанность применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств в рамках договора займа, в случае, если заемщик становится лицом, в отношении которого применяются меры по блокированию (замораживанию) денежных средств. В этом случае МКК сообщает в Росфинмониторинг об операциях с указанным заемщиком, как об операции обязательного контроля, когда хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
2 В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ МКК вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Признаки, указывающие на необычный характер сделки перечислены в приложении №2 Положения Банка России от 15.12.2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Добрый вечер, Игорь Фанзилович! Вы согласны с мнением ЦБ, изложенным в письме №12-4-2/5242 от 18.10.2021, что НФО должно направлять по коду 9003 и 9004 только операции по получению / передаче клиентом, являющимся некоммерческой организацией, наличных денежных средств, совершенных непосредственно в МФО (через кассу), а операции по безналичному расчету, не подлежат контролю?
Добрый день, Ольга!
Изложенная Вами позиция Банка России, действительно опубликована в письме №12-4-2/5242 от 18.10.2021, где Банк России сообщает, что направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9003 и 9004 подлежат сведения об операциях по получению / передаче клиентом – НКО наличных денежных средств, совершенных непосредственно в МФО (через кассу) в рамках соответствующего договора, заключенного с ней.
Между тем, в пп. 15 п. 4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. (в редакции с 1 октября 2021) не конкретизирован способ расчетов, который подлежит обязательному контролю. Следовательно, из буквального толкования текста рассматриваемой нормы, следует, что контролю подлежат, как наличные, так и безналичные расчеты.
Можно предположить, что в письме №12-4-2/5242 от 18.10.2021 Банк России отвечал на конкретный (частный) вопрос, где лицо задающее вопрос в ЦБ интересовал ответ строго по наличным расчетам с клиентами - НКО.
Для минимизации правовых рисков рекомендую обратится с этим вопросом в Ваше территориальное подразделение Банка России которому Вы поднадзорны (по направлению ПОД/ФТ) и согласовать с ними его решение.
Добрый день! Игорь Фанзилович! Подскажите пожалуйста, будут ли подпадать под обязательный контроль в МКК операции по переводу беспроцентных займов на сумму более 600 тр клиенту- заемщику, и наоборот, поступление на счёт МКК от займодавца юрлица? Аналогично, поступление или перевод от/на счёт Клиента- заёмщика, являющегося некоммерческой организацией? Вопрос связан с тем, что в 115-ФЗ эти операции указаны, как обязательный контроль, а в разъяснениях читала, что Сообщать в ФМ должен тот банк, где открыты расчетные счета этих организаций (клиентов МКК).
Добрый день, Ольга! С 2021 года Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений разными субъектами.
1. В соответствии с пп. 15 п. 4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для микрофинансовой организации обязательному контролю подлежит операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа, если сумма операции равна или превышает 600 000 рублей.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что микрофинансовая организация обязана предоставлять сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу в случае перевода беспроцентного займа клиенту – заемщику на сумму более 600 000 рублей, а также в случае получения такого займа микрофинансовой организацией.
2. В соответствии с пп. 15 п. 4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. (в редакции с 1 октября 2021) для микрофинансовой организации обязательному контролю подлежит операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
Таким образом, если некоммерческая организация относится к перечисленным видам некоммерческих организаций, то об указанной операции следует сообщать в Росфинмониторинг независимо от суммы операции.
Оставить отзыв