На протяжении уже более трех лет ломбарды по причине увеличения регуляторной нагрузки продолжают открывать комиссионные магазины и отказываться от ломбардного бизнеса. Между тем, при переходе на комиссионную торговлю ломбарды допускают правовые ошибки при оформлении отношений с комитентами, в первую очередь при разработке договора комиссии. Рассмотрим конкретный случай на примере постановления Самарского областного суда от 04 сентября 2017 г. по делу №4А-998/2017.
Из текста судебного решения следует, что комиссионный магазин осуществлял деятельность по заключению с гражданами договоров комиссии на реализацию товара бывшего в употреблении и выступал комиссионером по данному договору, но фактически осуществлял завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, поскольку, передавая денежные средства гражданам до реализации переданного имущества, осуществлял возмездное хранение такого имущества с взиманием вознаграждения, определенного действующей системой тарифов, что характерно для договоров займа, а не для договоров комиссии.
Из указанных действий комиссионного магазина по передаче им денежных средств гражданам и реализации имущества следует, что магазином осуществлялась завуалированная деятельность ломбарда, поскольку данные обстоятельства характерны для договоров займа, а не договоров комиссии. Поскольку профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, к которым комиссионный магазин не относится, в действиях комиссионного магазина усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ, как осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов юридическим лицом, не имеющим права на ее осуществление. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона обязуется по поручению другой стороны за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В силу ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии. В соответствии со ст. 992 ГК РФ принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Чтобы избежать ошибок при составлении договора комиссии и других первичных документов обращайтесь к нашим специалистам.