Разработка и обновление правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Программа подготовки и обучения сотрудников на календарный год.
- Приказ об утверждении программы подготовки и обучения сотрудников на календарный год.
- Образцы документов для оформления вводного инструктажа с принятыми на работу сотрудниками.
- План реализации программы обучения сотрудников на календарный год.
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.
- Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме дополнительного инструктажа (образец).
- Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме вводного инструктажа (образец).
- Должностная инструкция специального должностного лица.
- Приказ о назначении специального должностного лица.
- Трудовой договор со специальным должностным лицом.
- Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
- Согласие специального должностного лица на обработку персональных данных.
- Соглашение специального должностного лица о неразглашении информации содержащей персональные данные клиентов и сотрудников.
- Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
- Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
- Образец приказа о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
- Образец приказа о временном замещении специального должностного лица.
- Анкета клиента физического лица (образец заполнения).
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя (образец заполнения).
- Анкета клиента юридического лица (образец заполнения).
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (образец заполнения).
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (образец заполнения).
- Анкета бенефициарного владельца (образец заполнения).
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (образец заполнения).
- Анкета представителя физического лица (образец заполнения).
- Анкета представителя юридического лица (образец заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя физического лица (образец заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (образец заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица (образец заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (образец заполнения).
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (образец заполнения).
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (образец заполнения).
- Отчет о результатах проверки выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) за 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015 гг.
- Отчетность специалиста по финансовому мониторингу о рисках отмывания доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма за 2019, 2020, 2021 гг
- Реестр дополнительных инструктажей за 2021 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2020 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2019 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2018 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2017 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2016 год.
- Реестр дополнительных инструктажей за 2015 год.
- Бланк (форма) карты постановки на учет (КПУ) в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Пример заполнения карты постановки на учет (КПУ) в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Заявление о снятии с учета в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Заявление о выдаче дубликата уведомления о постановке на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Образец заявления о снятии с учета в Федеральной службе Российской Федерации по финансовому мониторингу.
- Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
- Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
- Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
- Журнал регистрации входящей информации в Личном кабинете Росфинмониторинга.
- Журнал регистрации исходящей информации в Личном кабинете Росфинмониторинга.
- Приказ об утверждении графика проверки клиентов по перечням.
- Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Внутреннее сообщение.
- Служебная записка о приостановлении операции
- Распоряжение руководителя о приостановлении операции.
- Уведомление клиента о приостановлении операции.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Программа приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом.
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества).
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Служебная записка специального должностного лица об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение руководителя об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление клиента об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Служебная записка о выявлении публичного должностного лица.
- Опросный лист публичного должностного лица.
- Правила установления, обновления, хранения и представления информации о бенефициарных владельцах.
- Анкета (досье) бенефициарного владельца в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ: бланк и образец заполнения.
- Запрос информации о бенефициарных владельцах, составленный в соответствии с п. 4 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ: бланк и образец заполнения.
Допуски Федеральной службы по финансовому мониторинга осуществление следующих видов деятельности:
- лизинговая деятельность.
- посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
- прием платежей.
- факторинговая деятельность.
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Аббревитура "ПОД/ФТ" (подфт, под фт, под.фт) расшифровывается как противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию террорима.
В Российской Федерации основу законодательства о ПОД/ФТ составляет Федеральный закон №115-ФЗ, который определяет круг обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, перечисленных в статье 5 указанного закона, и их должностных лиц в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Закон 115 фз основан на международных принципах, принятых международной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в частности так называемых 40 рекомендациях ФАТФ.
Федеральный закон №115-ФЗ создает систему предупреждения отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и устанавливает обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ. К таким организациям относятся:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения);
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы, в т.ч. сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами.
Права и обязанности перечисленных организаций, предусмотренные Федеральным законом 115-ФЗ, распространяются также на индивидуальных предпринимателей:
- являющихся страховыми брокерами;
- осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей;
- оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Ответственность за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма
За нарушения законодательства о ПОД/ФТ установлена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за следующие нарушения. Часть 1 статьи 15.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2 статьи 15.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за аналогичные действия (бездействие), но повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в Росфинмониторинг недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Специальная ответственность установлена ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
А также за непредставление в Росфинмониторинг сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток (ч. 2.2 ст. 15.27 КоАП РФ).
В свою очередь, Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за участие в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ) и в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ).
Статьей 174 УК РФ установлена ответственности за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Статья 174.1 УК РФ, напротив, устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.