В феврале 2019 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г.№366 установивший новые требования к анкетированию клиентов в целях идентификации по ФЗ-115.
Согласно приказу №366 сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев должны документально фиксироваться в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных приказом №366. В анкету также могут быть включены дополнительные сведения.
Наши специалисты разработали пакет документов в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма":
- Анкета клиента физического лица (пример заполнения).
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
- Анкета клиента юридического лица (пример заполнения).
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пример заполнения).
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
- Анкета бенефициарного владельца (пример заполнения).
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (пример заполнения).
- Анкета представителя физического лица (пример заполнения).
- Анкета представителя юридического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя физического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя юридического лица (пример заполнения).
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (пример заполнения).
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (пример заполнения).
Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде. Полученные при проведении идентификации копии документов приобщаются к анкете и формируется досье клиента. При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента. Досье клиента подлежит хранению в соответствии с программой хранения информации и документов, включенной в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
В соответствии с приложением №3 к приказу №366 в анкету клиента должны включаться следующие данные:
- Сведения, предусмотренные приложениями №1 и №2 к приказу №366.
- Результаты проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения.
- Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Сведения о принадлежности клиента к:
- юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 ФЗ-115;
- физическим или юридическим лицам, действующим от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 ФЗ-115;
- физическим или юридическим лицам, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 ФЗ-115.
- Сведения о степени (уровне) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая обоснование оценки.
- Дата начала отношений с клиентом, а также дата прекращения отношений с клиентом.
- Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
- Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность работника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также работника, заполнившего (обновившего) анкету клиента.
- Подпись уполномоченного работника в случае ведения анкеты на бумажном носителе.
- Иные сведения.
Субъекты ФЗ-115, согласно п. 24 приказа №366, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов:
- юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона;
- физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона;
- физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона.
Кроме вышесказанного, субъекты ФЗ-115 обязаны:
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание публичных должностных лиц.
- принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
* ФЗ-115 - Федеральный закон №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
* Субъекты ФЗ-115 - лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; факторинговые компании; операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; адвокаты; нотариусы; юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
* Клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
* Выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;
* Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет