С 1 января 2019 года полностью вступает в силу Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы, утвержденный Банком России 14 декабря 2017 года. Так, статья 10 и пункты 2-8 статьи 12 вступят в силу с указанной даты. Рассмотрим более подробнее данные положения.
О порядке и случаи фиксации кредитным потребительским кооперативом (далее – Кооператив) взаимодействия, осуществляемого по инициативе кооператива, а также хранения соответствующей информации
С 1 января 2019 года кооператив обязан обеспечивать фиксацию и хранение всех инициируемых им телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, переписки через официальный сайт (при наличии) и иных видов взаимодействия с должником, относящихся к деятельности кооператива по возврату просроченной задолженности, любыми способами.
Телефонные переговоры, осуществляемые по инициативе кооператива, число членов которого превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с должником по договору потребительского займа и относящиеся к деятельности кооператива по возврату просроченной задолженности физического лица, подлежат аудиозаписи.
Кооператив обязан обеспечить хранение зафиксированной информации со дня совершения взаимодействия:
- не менее 1 (одного) года - в отношении информации, фиксируемой на бумажном носителе;
- не менее 6 (шести) месяцев - в отношении информации, фиксируемой на электронном носителе.
Кооператив обязан обеспечить хранение зафиксированной информации, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Кооператив обязан сообщать должнику о фиксации взаимодействия с ним.
Форма фиксации и хранения информации должна быть определена кооперативом. При этом форма фиксации и хранения такой информации, во всяком случае, должна содержать регистрационный номер, фамилию, имя и отчество (при наличии) должника, дату и содержание взаимодействия.
Кооператив вправе также фиксировать и хранить информацию, не относящуюся к взысканию просроченной задолженности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Кооператив обязан сообщать получателю финансовой услуги о фиксации взаимодействия с ним.
О требованиях к работникам кредитного потребительского кооператива, осуществляющим непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, а также порядку проверки соответствия данных работников требованиям
Кооператив обязан обеспечить работнику, осуществляющему непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, возможность получения, изучения и обновления Минимального объема информации, предоставляемой получателю финансовой услуги, посредством предоставления такому работнику доступа к актуальной информации о решениях органов кооператива, а также к информации, содержащейся во внутренних нормативных документах кооператива, нормативных актах Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в том числе нормативных актах Банка России, а также предпринимать иные меры, способствующие обеспечению высокого уровня профессионализма работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг.
Кооператив с числом работников, превышающем пять, а также кооператив, имеющий обособленные подразделения, в целях обеспечения непрерывности получения, изучения и обновления Минимального объема информации, предоставляемой получателю финансовой услуги, обязан проводить обучение работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг.
Обучение должно проводится при приеме и при переводе (временном переводе) работников на работу и далее в процессе трудовой деятельности по мере необходимости обновления знаний и Минимального объема информации, предоставляемой получателю финансовой услуги в соответствии внутренним документом кооператива, предусматривающим порядок проведения обучения
Обучение проводится в соответствии с внутренним документом кооператива, разработанным кооперативом предусматривающим, в том числе:
- требования к срокам проведения (или периодичность) обучающих мероприятий работников;
- перечень работников и (или) должностей, проходящих обучение;
- перечень лиц и (или) должностей, ответственных за проведение обучения;
- тематика обучения;
- способ оценки знаний работников по результатам проведенного обучения;
- способ фиксации результатов проведения обучения работников и проверке соответствия требованиям, установленным настоящей статьёй.
Обучение работников кооператива, осуществляемое в процессе трудовой деятельности, проводится в следующих случаях:
- при переводе (временном переводе) работника на другую должность в данном кооперативе, в случае, когда имеющихся у него знаний недостаточно для исполнения обязанностей, предусмотренных Базовым стандартом;
- при возложении на работника кооператива работы, связанной с исполнением обязанностей, предусмотренных Базовым стандартом, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором.
Обучение работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, может проводиться кооперативом самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Работники кооператива, осуществляющие непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, допускаются к работе с получателями финансовых услуг только после прохождения обучения. Работники, не прошедшие обучение, допускаются к работе с получателями финансовых услуг совместно с работником, прошедшим обучение, и под его контролем.
Таким образом, Кооператив должен утвердить следующие документы в целях исполнения требований статьи 12 Базового стандарта:
- Программа подготовки и обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками.
- Ежегодный план проведения обучения сотрудников кредитного кооператива, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками.
- Ежегодный план проверки квалификации сотрудников кредитного кооператива, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками.
- Тесты для проверки знаний сотрудников в области защиты прав и интересов пайщиков.
- Аттестационный лист (форма)
- Свидетельство о прохождении сотрудниками кредитного кооператива обучения (форма).
- Приказ об утверждении перечня сотрудников кредитного кооператива, обязанных проходить обучение в области защиты прав и интересов пайщиков (форма).
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет