В 2023 году организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом*, перечисленные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» столкнулись с трудностями при проверке паспортов своих клиентов. Но обо всем по порядку.
С 1 июля 2022 года организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом применяются Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу №100 от 20 мая 2022 г. (далее Требования).
Указанные Требования предусматривают, что в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов следует использовать сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Эти сведения можно было получить в специальном информационном сервисе на сайте Министерства внутренних дел. Соответственно, результаты проверки по списку недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации отражались в анкете клиента.
Однако, с июля 2023 года по дату написания настоящей статьи сервис МВД по проверке паспортов недоступен. Поэтому обязанность, предусмотренная пунктом 5 Требований не может быть выполнена организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В октябре 2023 года Федеральная служба по финансовому мониторингу опубликовала письмо от 23.10.2023 г. №01-01-32/26443 в котором сообщила, что вопрос об оптимизации механизма для подтверждения действительности паспортов и достоверности полученной на их основе информации на основании сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов находится в работе.
На официальном сайте МФД сообщается, что «В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проводятся мероприятия по выводу на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) интерактивного сервиса проверки действительности паспортов гражданина Российской Федерации для физических лиц. При этом заинтересованные органы и организации в целях выполнения возложенных на них функций и задач вправе использовать возможности единой системы межведомственного электронного взаимодействия для осуществления проверки действительности паспортов гражданина Российской Федерации, используя виды сведений, доступные в личном кабинете участника взаимодействия».
Вместе с тем, нужно отметить, что доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия для осуществления проверки действительности паспортов гражданина Российской Федерации доступен исключительно кредитным организациям и нескольким видам некредитных финансовых организаций. Об этом будет написана отдельная статья.
Таким образом, можно судить о том, что должностные лица контрольно-надзорных органов в курсе сложившейся ситуации и не будут квалифицировать отсутствие результатов проверки паспортов клиентов в анкетах, как нарушения, предусмотренные статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Представляется, что до тех пор, пока не будет создан новый сервис проверки паспортов в анкете клиента допустимо указывать, что сервис недоступен.
* Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организаторы азартных игр;
- операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
- операторы связи, занимающиеся существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, телефон +7(952)045-74-83 (WhatsApp, Telegram), электронная почта info@law115.ru
Комментариев пока нет