Чтобы ответить на поставленный вопрос начнем с цитирования пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон №115-ФЗ). Согласно указанной норме требования в отношении идентификации клиента распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Подробнее правила идентификации регламентируются приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Приказ №366), который вступил в силу 23 февраля 2019 года.
В пункте 1 рассматриваемого приказа прямо указано, что требования приказа №366 в части правил идентификации клиентов также распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее - адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги), указанных в статье 7.1 Федерального закона №115-ФЗ. При этом, далее по тексту Приказа №366 адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, не упоминаются. И становится не совсем понятно, какие же требования они должны выполнять. Восполнить этот пробел должен проект приказа Росфинмониторинга «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366» размещенный на портале проектов нормативных правовых актов.
Если проект будет принят обязанности адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, будут скорректированы.
Так, в новой редакции приказа №366 тринадцатый абзац пункта 1 будет сформулирован следующим образом «Настоящие требования в случаях, прямо ими предусмотренных». И далее идет перечисление из 17 пунктов, которые обязаны выполнять адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги при идентификации клиентов:
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации сведения и документы, необходимые для идентификации.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги вправе на основании агентского договора или договора поручения привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых для проведения идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. В этом случае идентификация проводится непосредственно адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги.
- В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги обязан использовать:
- сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
- б) сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;
- в) информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;
- г) иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации, индивидуальному предпринимателю на законных основаниях.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги обязаны до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента, - в случае его обращения в качестве представителя клиента, и проверить полномочия такого лица.
- При обращении к адвокату, нотариусу и лицу, оказывающему юридические или бухгалтерские услуги, в качестве представителя юридического лица, не являющегося единоличным исполнительным органом, адвокат, нотариус и лицо, оказывающее юридические или бухгалтерские услуги, идентифицируют также единоличный исполнительный орган данного юридического лица
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги при идентификации представителей клиента, обязаны устанавливать сведения, перечисленные в Приказе №366.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги обязаны до приема на обслуживание идентифицировать выгодоприобретателей и установить в отношении них сведения, перечисленные в Приказе №366.
- В случае, если адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, не располагают информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, то адвокатам, нотариусам и лицам, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки).
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.
- Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся и (или) получаемых адвокатом, нотариусом и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги документах и (или) информации.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны устанавливать и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации и индивидуального предпринимателя документов и (или) информации.
- Если по результатам принятых адвокатами, нотариусами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, мер бенефициарный владелец юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган этого юридического лица.
- Если структура собственности и (или) организационная структура клиента, являющегося юридическим лицом - нерезидентом, либо организационная форма клиента, являющегося иностранной структурой без образования юридического лица, не предполагает наличие бенефициарного владельца и (или) единоличного исполнительного органа (руководителя), то адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги фиксируют информацию об этом в анкете (досье) клиента.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца обязаны проверить наличие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание публичных должностных лиц.
- Решение о принадлежности физического лица к публичным должностным лицам должно основываться на имеющихся и (или) получаемых адвокатами, нотариусами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги документах и (или) информации.
- Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них вправе использовать представленные клиентом сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет