Если Вы читаете эту статью значит Вы знакомы с новыми правилами лицензирования скупки ювелирных изделий и обработки лома.
Лицензирование - одна из мер государственного регулирования, носящая разрешительный характер. Главная цель, преследуемая при этом государством в лице уполномоченных лицензирующих органов, состоит в том, чтобы установить, кому из лиц, обращающихся за лицензией, можно разрешить заниматься определенным видом деятельности. Основным критерием при принятии конкретного решения является соответствие либо несоответствие соискателя лицензии установленным законом требованиям и условиям. Помимо собственно выдачи лицензий лицензирующие органы обязаны осуществлять так называемый «лицензионный контроль» за соблюдением владельцами лицензий лицензионных требований и условий.
Вам также может быть интересно:
Первоначально выдачу лицензий на осуществление ювелирной деятельности планировалось начать с 1 октября 2001 г., что было предусмотрено приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. №243. Однако принятие нового Закона о лицензировании обессмыслило данную процедуру, ибо стала очевидной нецелесообразность выдачи документов, которые через несколько месяцев автоматически утратят силу. Поэтому 7 сентября 2001 г., т.е. всего через три дня после выхода в свет приказа №243, появилось фактически дезавуировавшее данный приказ совместное Письмо Минфина №23-03-03/796 и Минэкономразвития России №ИМ-1047. В нем предлагалось до вступления в силу Закона о лицензировании считать наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей регистрационных удостоверений госинспекций пробирного надзора достаточным основанием для осуществления ими операций с драгметаллами. Тем самым исполнительная власть сама косвенно признала схожесть юридической природы и целевого назначения лицензии и регистрационного удостоверения.
Приказ Минфина РФ от 04.09.2001 г. №243 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
"Во исполнение Федеральных законов "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлений Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 395 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по огранке и иной обработке драгоценных камней, в том числе огранке алмазов в бриллианты", N 396 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни", N 397 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству драгоценных металлов", N 398 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и ремонту ювелирных изделий", N 399 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по рекуперации драгоценных камней", от 7 июня 2001 г. N 443 "Об утверждении Положения о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий", N 445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней", N 446 "Об утверждении Положения о лицензировании оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями" и от 16 июня 2001 г. N 468 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них" приказываю:
1. Возложить на Управление драгоценных металлов и драгоценных камней лицензирование следующих видов деятельности:
- производство драгоценных металлов;
- рекуперация драгоценных камней;
- огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе огранка алмазов в бриллианты;
- производство и ремонт ювелирных изделий;
- заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;
- оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- деятельность торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней;
- сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них;
- скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, и драгоценных камней, и лома таких изделий.
2. Российской государственной пробирной палате через государственные инспекции пробирного надзора осуществлять прием и рассмотрение заявлений на выдачу лицензий, проверку представляемых документов (при необходимости и самих предприятий - заявителей), оформление заключений о целесообразности выдачи лицензий на конкретным видам деятельности, указанным в пункте 1 настоящего приказа, а также заключений о переоформлении, продлении, приостановлении действия и аннулировании лицензий.
3. Управлению драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом заключений Российской государственной пробирной палаты по вопросам, перечисленным в пункте 2 настоящего приказа, оформлять лицензии и документы по их переоформлению, продлению, аннулированию, приостановлению и возобновлению действия лицензий и представлять их на подпись руководству Министерства финансов Российской Федерации, осуществлять надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, формировать и вести реестр лицензий.
4. Утвердить прилагаемую единую форму бланка лицензий для всех видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего приказа.
5. Департаменту финансово-хозяйственного обеспечения и капитального строительства в течение месяца обеспечить финансирование в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренного на содержание центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации, и изготовление 10 000 штук бланков лицензий с защитой на уровне ценной бумаги.
6. Предоставить заместителям Министра финансов Российской Федерации, на которых возложена в соответствии с распределением обязанностей координация работы Управления драгоценных металлов и драгоценных камней, право подписывать лицензии на осуществление конкретных видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего Приказа.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов А.В.Улюкаева.
8. Управлению драгоценных металлов и драгоценных камней приступить к выдаче лицензий с 1 октября 2001 г."
Только представьте себе 20 лет назад было утверждено 8 положений о лицензировании отдельных видов деятельности:
- Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. №302;
- Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. №396;
- Положение о лицензировании деятельности по производству драгоценных металлов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. №397;
- Положение о лицензировании деятельности по производству и ремонту ювелирных изделий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. №398;
- Положение о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, и драгоценных камней, и лома таких изделий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №443;
- Положение о лицензировании деятельности торговых организаций по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №445;
- Положение о лицензировании оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №446;
- Положение о лицензировании деятельности по сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней, и продукции из них, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 2001 г. №468.
В связи с вступлением в силу в 2019 году Федерального закона от 02.08.2019 г. №282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности» я думаю Вам будет интересно увидеть какие требования предъявлялись к соискателям лицензии на скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий 20 лет назад:
Цитата пункта 3 Положения о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, и драгоценных камней, и лома таких изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 г. №443
«Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении скупки ценностей являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, правил скупки ценностей, выполнение обязательных требований государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил;
- наличие у лицензиата необходимых помещений, оборудования и инвентаря, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, а также системы охраны помещений, соответствующих требованиям стандартов;
- наличие у работников, осуществляющих скупку ценностей, специальной подготовки».
Согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, обязаны встать на специальный учет в соответствующем Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты и получить уведомление на право работы с этими ценностями в соответствии с приказом Минфина России от 01.02.2016 г. №5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
Данная процедура, как и лицензирование, носит разрешительный характер. Уведомление, так же, как и лицензия, выдается на конкретные виды деятельности, причем перечень требований, соответствие которым необходимо для получения уведомления, варьируется в зависимости от вида деятельности. Кроме этого, одной из важнейших задач инспекций пробирного надзора, равно как и лицензирующих органов, является осуществление постоянного и периодического государственного контроля за лицами, работающими в ювелирной отрасли".
Цитата пункта 4 Положения о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, и драгоценных камней, и лома таких изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 г. №443
"Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
- наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя, места фактического осуществления лицензируемой деятельности и места нахождения территориально обособленных объектов соискателя лицензии, реквизитов расчетного счета в банке;
- лицензируемой деятельности;
- срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых помещений, оборудования, инвентаря, системы охраны помещений, а также копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование и распоряжение имеющимся имуществом;
д) заключения государственных надзорных и контрольных органов о соответствии используемых помещений, оборудования, инвентаря, системы охраны помещений, а также условий охраны труда требованиям стандартов;
е) копии документов, подтверждающих наличие у работников, осуществляющих скупку ценностей, специальной подготовки;
ж) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии".
20 лет назад внедрение на практике системы лицензирования в том виде, в каком она была прописана в соответствующих положениях о лицензировании, неизбежно породила проблему параллелизма в работе лицензирующих органов и органов федерального пробирного надзора. Как будет выглядеть система лицензирования в 2020 году, мы сможем увидеть уже через два месяца.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет