В этой статье я расскажу о вопросе нашего участника целевого инструктажа по программе ПОД/ФТ и ФРОМУ.
«Я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, один из ОКВЭДов – 68.31.
Буду заниматься деятельностью по сопровождению сделок с недвижимостью. При осуществлении своей деятельности от имени своих клиентов в сделках выступать не собираюсь, буду осуществлять лишь консультационные и сопроводительные действия. То есть буду подбирать покупателей продавцу-клиенту и наоборот; оказывать содействие в подготовке для них договоров купли-продажи, где сторонами выступать будут непосредственно клиенты; присутствовать при заключении между ними сделок, но никаких операций с денежными средствами я самостоятельно проводить не буду.
Судами в настоящее время дается новое толкование формулировки посреднические услуги, содержащейся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В частности, на данный момент в судебной практике на уровне арбитражных судов кассационной инстанции и Верховного Суда РФ, указывается, что под посредническими услугами в понимании Федерального закона № 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, участвует в такой сделке и, таким образом, осуществляет подконтрольные операции с денежными средствами или названным имуществом.
На индивидуальных предпринимателей, которые фактически не осуществляют подконтрольные операции, не возложена обязанность предоставления сведений о сделках, подлежащих контролю, в административный орган.
Также суды указывают, что правила внутреннего контроля разрабатываются индивидуальными предпринимателями, именно оказывающими названные посреднические услуги, что не является равнозначным требованием ко всем индивидуальным предпринимателям, только указавшим такой вид деятельности в качестве основной (код ОКВЭД 68.31), но фактически не осуществляющие эту деятельность.
Указанные выводы содержатся в следующих судебных актах:
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 года по делу № 309-ЭС19-23010.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2015 г. № Ф04- 24273/15 по делу № А45-3423/2015.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2019 г. № Ф09-4318/19 по делу № А76-37031/2018
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2019 г. по делу № А76-35314/2019.
Таким образом, по результатам изучения судебной практики я пришел к выводу о том, что действия, которые я собираюсь совершать не подпадают под действие Федерального закона № 115-ФЗ, то есть я не обязан вставать на учет в МРУ Росфинмониторинга, даже при наличии ОКВЭДа 68.31, а соответственно и представлять сведения об операциях с недвижимым имуществом, подлежащих контролю на основании Федерального закона № 115-ФЗ.
Учитывая все вышесказанное, хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение по следующим вопросам:
При осуществлении деятельности, указанной мною в письме, обязан ли я встать на учет в МРУ Росфинмониторинга?
При постановке на учет необходимо ли передавать сведения о сделках консультационного и сопроводительного характера, в которых я самостоятельно с денежными средствами не работаю?»
Ответы на указанные вопросы мы опубликуем в следующей нашей статье. Следите за анонсом.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет