В марте 2020 года к нам обратилась российская организация с просьбой помочь подготовить ответ на представление районной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
О представлении прокуратуры об устранении нарушений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Суть обращения состояла в следующем районная прокуратура провела проверку исполнения организацией законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки прокуратура установила, что в нарушении предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ меры по профилактике и предупреждению коррупции в организации не приняты, соответствующие локальные акты не разработаны (кодекс этики и служебного поведения), должностные лица (лицо), ответственные за профилактику коррупционных правонарушений не назначены.
Непринятие мер по противодействию коррупции в организации формирует условия при которых становится невозможным исполнение политики государства связанной с достижение целей сведения к минимуму и последующего искоренению на практике коррупционных действий (бездействия), а также создает предпосылки для возможного совершения правонарушений коррупционной направленности, может привести к сокрытию доходов, что в своей совокупности наносит вред правоотношениям складывающимся между государством и обществом в сфере борьбы с коррупцией, т.е. нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
По результатам проведенной проверки прокуратурой было вынесено представление на основании ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» об устранении нарушений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В течение месяца со дня внесения представления организацией должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений рассматриваемого закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах, принятых мер должно быть сообщено в прокуратуру в письменной форме.
Какие документы должны быть представлены в прокуратуру об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273) противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Данная обязанность распространяется на все российские организации (юридические лица) независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы.
Ратификация Российской Федерации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого. Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года), заключается в содействии принятии и укрепления мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Подробнее о требованиях антикоррупционного законодательства на курсе повышения квалификации о противодействии коррупции в коммерческих организациях.
Статьей 13.3 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность российских организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работы организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Любая российская компания, стремящаяся снизить коррупционные риски, может ориентироваться на перечисленные требования при разработке и внедрении механизмов снижения коррупционных рисков.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет