В этой статье мы рассмотрим судебный прецедент о привлечении агентства недвижимости к штрафу в размере 60000 р. Итак, мы располагаем текстом постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 №10АП-7954/20 по делу №А41-5124/20 (дело рассмотрено в первой и апелляционной инстанции. В кассационной инстанции обжаловано не было).
Городской прокуратурой проведена проверка соблюдения агентством недвижимости требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности агентства недвижимости является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31). За допущенные нарушения* по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ агентству недвижимости было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб.
В суде агентство недвижимости оспорило результаты проверки аргументируя, что не подчиняется Федеральному закону №115-ФЗ, так как не оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Однако, суд занял противоположную позицию:
«Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ на период проверочных мероприятий, юридическое лицо осуществляло следующие виды деятельности: деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31); предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.1); предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.2); предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.3).
Из административных материалов следует, что в соответствии с договором оказания услуг заключенным с физическим лицом, агентством недвижимости приняты на себя обязательства по сбору необходимой документации для предоставления на государственную регистрацию прав и сделки приобретения квартиры, а также выдача доверенностей на совершение действий, связанных с выполнением поручения от имени заказчика.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к посредническим услугам на рынке сделок с недвижимостью отнесены риэлтерские услуги, заключающиеся, в частности, в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
При этом посредник при совершении сделок с недвижимостью, не являясь собственником недвижимого имущества, в отношениях с клиентами является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, доводы юридического лица о том, что агентство недвижимости не оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а лишь оказывало консультационные услуги, отклоняются судом как противоречащие материалам дела.
С учетом уставной деятельности, договорных обязательств, разъяснений Верховного суда, а также положений статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ агентство недвижимости как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязано принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
* Нарушения: в организации отсутствуют правила внутреннего контроля, чем нарушена ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; не организовывались и не проводились подготовка и обучение сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является не соблюдением п.п. 2, 6-8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203; не реже чем один раз в три месяца не проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, для чего не использовался в порядке п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804, Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет» (www.fedsfm.ru), что также является нарушением п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона № 115; не осуществило постановку на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с местом нахождения в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, чем нарушены требования п.п. 2,3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 (Viber, WhatsApp, Telegram). Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет