Обратный звонок
Главная \ Новости \ Обзор январских изменений антиотмывочного законодательства 2024

Обзор изменений антиотмывочного законодательства 01.2024

Обзор изменений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за январь 2024 года.

 

1 января 2024 года вступили в силу одновременно два федеральных закона. Для удобства дадим им короткие названия 503 и 299 законы. 

Указанные нормативные акты внесли изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Основные изменения внес закон под номером 503. С него и начну обзор. Он установил, что с 1 января 2024 года Требования к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются уполномоченным органом, то есть Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В прошлой редакции до 1 января 2024 года Требования к идентификации клиентов определялись в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. 

Причина рассматриваемых изменений - оптимизация полномочий Правительства для ускорения принятия управленческих решений. Таким образом, 503 законом предусмотрена передача полномочий Правительства по определению Требований к идентификации клиентов на уровень Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В настоящее время Требования к идентификации клиентов с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 100 от 20 мая 2022 года. 

Следует отметить, что рассматриваемые Требования не содержат специальных положений об идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента. 

Поэтому с высокой вероятностью можно прогнозировать, что в ближайшее время будут внесены дополнения в этой части. Что, соответственно, потребует внесения изменений в правила внутреннего контроля для предпринимателей, осуществляющих деятельность неподнадзорную Банку России.

Кроме рассмотренных Требований, применяются еще две группы требований к идентификации клиентов некредитных финансовых организаций и кредитных организаций.

Таким образом, у нас получилось три группы требований к идентификации клиентов. Обратим на это внимание.

Итак, это положение Банка России «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №444-П от 12 декабря 2014 г. 

И положение Банка России «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №499-П от 15 октября 2015 г. 

В отличие от Требований, утвержденных приказом Росфинмониторинга, Требования к идентификации клиентов, утвержденные Банком России в преамбуле сообщают, что устанавливают требования в том числе к идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента. 

Нужно ли ожидать здесь каких-либо изменений в действующие Требования. Не готов ответить. 

На мой взгляд во все три, вышеречисленные группы Требований напрашивается включение в Программу идентификации Порядка идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента в целях единообразного толкования и применения правовых норм.

Как расшифровывается термин - Единоличный исполнительный орган.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью юридического лица, например, ООО или АО. По этой причине признается представителем клиента юридического лица и подлежит идентификации.

Наиболее распространенные наименования единоличного исполнительного органа: председатель, директор, генеральный директор, президент, главный врач. 

Наименование единоличного исполнительного органа указывается в уставе юридического лица. А, сведения о единоличном исполнительном органе отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). 

Следующие изменения в Федеральном законе № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены законом 299.

С 1 января 2024 к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по формированию долгосрочных сбережений.

Изменения обусловлены тем, что с 1 января 2024 применяются программы формирования долгосрочных сбережений физических лиц В РФ на основании Федерального закона №555-ФЗ от 28 декабря 2022 г.  О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, телефон +7(952)045-74-83 (WhatsApp, Telegram), электронная почта info@law115.ru

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить