В июле 2025 года вступили в силу новые требования к идентификации клиентов, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу*.
Таким образом, с 11 июля 2025 года утратил силу приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. №100 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций» (Приказ №100).
Его заменил приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 апреля 2025 г. №74 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев» (Приказ №74).
Что нужно сделать?
В период с 11 июля 2025 (дата вступления в силу приказа) по 11 августа 2025 года внести изменения в правила внутреннего контроля.
Кстати рассматриваемые июльские изменения следует вносить в ранее принятую месяц назад июньскую редакцию правил внутреннего контроля, где соответственно будет уже добавлен термин «экстремистская деятельность».
Образец июньской редакции правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Следовательно, в новой июльской редакции правил внутреннего контроля должны быть отражены изменения в формах анкет (досье) клиентов в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 апреля 2025 г. №74 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев»:
- Анкета клиента физического лица.
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
- Анкета клиента юридического лица .
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой
- Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
- Анкета бенефициарного владельца.
- Анкета представителя, являющегося физическим лицом.
- Анкета представителя, являющегося индивидуальным предпринимателем.
- Анкета представителя, являющегося юридическим лицом.
- Анкета представителя, являющегося физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
- Анкета представителя, являющегося иностранной структурой без образования юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом.
- Анкета выгодоприобретателя, являющегося индивидуальным предпринимателем.
- Анкета выгодоприобретателя, являющегося юридическим лицом.
- Анкета выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
- Анкета выгодоприобретателя, являющегося иностранной структурой без образования юридического лица.
Кому нужно это сделать?
Требования к идентификации клиентов, утвержденные Приказом №74 распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей НЕ поднадзорных Банку России, перечисленных соответственно в статье 5 и статье 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- адвокаты,
- доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда),
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
- аудиторские организации и индивидуальные аудиторы,
- лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты (в том числе участники майнинг-пула),
- нотариусы,
- лица, организующие деятельность майнинг-пула, при распределении ими выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула,
- лизинговые компании,
- организации федеральной почтовой связи,
- организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий,
- организаторы азартных игр,
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
- операторы по приему платежей,
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
- операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных,
- операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее,
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий,
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
* Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу №74 от 23 апреля 2025 г. «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев».
Комментариев пока нет