Бесплатная консультация:
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Об истории имплементации международных стандартов ФАТФ в пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 (Часть 2)

История изменений порогового значения 15000 рублей, предусмотренного Федеральным законом 115-ФЗ

В этой статье мы продолжаем рассматривать практические вопросы применения порогового значения 15000 рублей, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон 115).

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона 115.

Пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона 115 является результатом имплементации международных стандартов ФАТФ в российское законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Имплементация международного права (англ. Implementation «осуществление», «выполнение», «практическая реализация») – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему.

ФАТФ – группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force (FATF) – межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере ПОД/ФТ, а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств-членов этим стандартам. Мандат ФАТФ предусматривает установление международных стандартов (рекомендаций) в сфере ПОД/ФТ. Российская Федерация принята в члены ФАТФ на Пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 года.

Первые Сорок Рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 года как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, вырученные от продажи наркотиков. В соответствии с п. «В» пп. 5* Сорока Рекомендаций ФАТФ финансовым учреждениям следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов, при совершении разовых сделок на сумму, превышающую установленное пороговое значение. Согласно Словарю к Сорока Рекомендациям термин «установленное пороговое значение» относится к сумме, указанной в Пояснительных записках. Сорок Рекомендаций ФАТФ от 20 июня 2003 года (включая изменения от 22 октября 2004 года). Текст документа на русском языке размещен на официальном сайта Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в разделе «Документы ФАТФ» Согласно Пояснительной записке к Сорока Рекомендациям установленные пороговые значения для сделок являются следующими:

  • для финансовых учреждений (для разовых клиентов, в соответствии с Рекомендацией 5) – 15000 долл. США/Евро;
  • для казино, включая интернет-казино (в соответствии с Рекомендацией 12) – 3000 долл. США/Евро;
  • для дилеров по драгоценным металлам и дилеров по драгоценным камням при участии в любой сделке с наличностью (в соответствии с Рекомендациями 12 и 16) – 15000 долл. США/Евро.

В свою очередь, согласно Словарю к Сорока Рекомендациям термин «финансовые учреждения» означает любое лицо или учреждение, которое в качестве предприятия осуществляет одно или более из перечисленных далее видов деятельности или операций для или от имени клиента: принятие депозитов и иных возвратных средств от населения; кредитование; финансовый лизинг; перевод денег или ценностей; выпуск и управление средствами платежа (например, кредитные и дебетовые карточки, чеки, дорожные чеки, платежные поручения и банковские переводные векселя, электронные деньги); финансовые гарантии и обязательства; операции с инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты, производные ценные бумаги и т.д.), обменом иностранной валюты, инструментами, привязанными к обменному курсу, процентным ставкам и индексам, переводными ценными бумагами, биржевой торговлей по срочным сделкам; участие в выпусках ценных бумаг и предоставление финансовых услуг, относящихся к таким выпускам; управление индивидуальными и коллективными портфелями; хранение и распоряжение наличными денежными средствами или ликвидными ценными бумагами от имени других лиц; иное инвестирование, распоряжение или управление активами или денежными средствами от имени других лиц; андеррайтинг и размещение полисов страхования жизни и иных страховых полисов, связанных с инвестициями; обмен денежных средств и наличных.

В феврале 2012 года утверждены обновленные Сорок Рекомендаций ФАТФ (февраль 2012 г.). Согласно пункту 10 подпункту (ii) новой редакции Рекомендаций ФАТФ финансовые учреждения должны быть обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов, в частности, при совершении разовых операций (сделок) на сумму, превышающую установленное пороговое значение (15 000 долларов США/евро).

Страны-члены ФАТФ имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи, с чем не могут принимать идентичные меры в сфере ПОД/ФТ, описанные в тексте Сорока Рекомендаций ФАТФ. Поэтому страны-члены ФАТФ адаптируют к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ. Российской Федерацией в целях исполнения требований Сорока Рекомендаций ФАТФ термин «финансовые учреждения» был заменен в Законе №115-ФЗ термином «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом», а «установленное пороговое значение» установлено в размере 15 000 рублей в п. 1.1 ст. 7 Закона №115-ФЗ.

Рассмотрим историю изменений и дополнений в пункте 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ:

Изменения в пункте 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ

Дата и номер Федерального закона

Содержание изменений в п. 1.1 ст. 7

  1.  

п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 №147-ФЗ

1.1. Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 рублей:

1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);

2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) связанных с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также с осуществлением платежей за услуги связи;

4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;

5) связанных с уплатой алиментов.

  1.  

п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 №121-ФЗ

1.1. Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

  1.  

в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 №121-ФЗ, от 27.06.2011 №162-ФЗ

1.1. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

  1.  

в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 №121-ФЗ, от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 28.06.2013 №134-ФЗ

 

1.1. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

  1.  

в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 №121-ФЗ, от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 28.06.2013 №134-ФЗ, от 04.06.2014 №149-ФЗ

 

1.1. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

О всех особенностях идентификации клиентов физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наши специалисты из Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг рассказывают на дистанционных курсах по программе ПОД/ФТ. 

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

Теги ПОДФТФРОМУ
Комментарии

Комментариев пока нет

Яндекс.Метрика ;