Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Комментарий к публичным отчетам НОР ОД и НОР ФТ

Обзор публичных отчетов НОР ОД и НОР ФТ

К концу года нам начали поступать вопросы о применении публичных отчетов НОР ОД и НОР ФТ, опубликованных в июле 2018 года в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг). Поэтому мы решили опубликовать ответы наших специалистов из Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг. Но сначала расшифруем используем аббревиатуры:

  • НОР ОД - Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов,
  • НОР ФТ - Национальная оценка рисков финансирования терроризма.

Ознакомиться с текстами публичных отчетов можно в разделе «Риски ПОД/ФТ» личного кабинета Росфинмониторинга.

Один из основных вопросов звучит так: «Нужно ли включать в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ положения из публичных отчетов НОР ОД И НОР ФТ? Если нужно, то в какую программу целесообразно включить данные положения».

Для того, чтобы ответить на этот вопрос разберемся с какой целяью была проведена национальная оценка рисков ОД и ФТ. Основная цель проведения оценки – это формирование единообразного понимания рисков ОД среди всех участников «антиотмывочной» системы, определение слабых мест национальной «антиотмывочной» системы, определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов, выработка конкретных мер по управлению рисками ОД, эффективное распределение ресурсов надзорных органов.

Так, согласно третьему абзацу аннотации к НОР ОД результаты национальной оценки рисков подлежат доведению до сведения всех участников системы ПОД/ФТ, в том числе до организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами Федерального закона №115-ФЗ, и подлежат использованию в практическом аспекте применения риск-ориентированного подхода.

Результаты национальной оценки рисков должны найти свое отражение в программах внутреннего контроля субъектов Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ, при выстраивании политики управления рисками и в практической работе при проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг.

Кстати, нужно отметить, что один из вопросов в тестах в разделе «Тестирование» личного кабинета Росфинмониторинга сформулирован аналогичным образом: «Как должны быть использованы результаты НОР субъектами Федерального закона № 115-ФЗ». Правильный ответ на данный вопрос «Для разработки внутренней политики, Правил внутреннего контроля и иных документов организации в области управления рисками ОД/ФТ, обучения персонала, выработки механизмов и мер по выявлению и снижению рисков, в том числе по идентификации и оценке рисков клиентов (их представителей, бенефициарных владельцев), обнаружению подозрительных операций и проведению иных мероприятий, направленных на ПОД/ФТ».

Ответы на тесты по НОР ОД/ФТ можно приобрести здесь.

Таким образом, нужно обязательно отразить в правилах внутреннего контроля основные положения публичных отчетов НОР ОД и НОР ФТ.

Отрывок из правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ в редакции публичных отчетов НОР ОД и НОР ФТ

Национальные риски легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма

I

Национальные риски легализации (отмывания) преступных доходов (НР ОД)

 

II

Национальные риски финансирования терроризма (НР ФТ)

 

О том, как правильно отразить положения публичных отчетов в правилах внутреннего контроля и как документально оформить факт ознакомления сотрудников с ними Вы можете узнать на наших онлайн-курсах по ПОД/ФТ.

Банк России в своем информационном письме от 14.08.2018 г. №ИН-014-12/54 "О национальной оценке рисков ОД/ФТ" пишет, что кредитным организациям и некредитным финансовым организациям следует обеспечить изучение отчетов о НОР ОД и НОР ФТ специалистами, задействованными в работе по ПОД/ФТ, и использовать результаты НОР ОД и НОР ФТ в своей работе в целях определения, оценки, управления и снижения собственных рисков ОД/ФТ.

Далее ЦБ объясняет для чего были утверждены отчеты и каким образом проводилась оценка рисков:

«В целях совершенствования риск-ориентированного подхода при осуществлении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в российской банковской системе и иных сферах финансового рынка Российской Федерации Банк России информирует об утверждении отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма (далее - НОР ОД и НОР ФТ) (прилагаются).

НОР ОД и НОР ФТ проведены Росфинмониторингом при участии органов государственной власти, Банка России и организаций частного сектора. Отчеты о НОР ОД и НОР ФТ размещены на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

Если Вы затрудняетесь самостоятельно привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями рассматриваемых отчетов наши специалисты готовы оказать Вам оперативную правовую помощь.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

Теги НОР ОДФТ
Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить