В начале 2023 года специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом* нужно убедится, что формы анкет применяемые для идентификации клиентов, представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев соответствуют новым Требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
В 2023 году применяются Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу №100 от 20.05.2022 г.
Анкета представляет собой результат, проведенных мероприятий по установлению, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
В анкете фиксируются сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.
Образец анкеты клиента физического лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица
Образцы заполнения анкет клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельце можно приобрести банковской картой (для физических лиц) и безналичным расчетом (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
По новым Требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев обязательными реквизитами анкеты клиента являются:
- Результаты проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения.
- Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Сведения о принадлежности клиента к (1) юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; (2) физическим или юридическим лицам, действующим от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; (3) физическим или юридическим лицам, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии.
- Сведения о степени (уровне) риска совершения клиентом подозрительных операций, включая обоснование оценки.
- Дата начала отношений с клиентом, а также дата прекращения отношений с клиентом.
- Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
- Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность работника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также работника, заполнившего (обновившего) анкету клиента.
- Подпись уполномоченного работника в случае ведения анкеты на бумажном носителе.
- Иные сведения, необходимые для реализации требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
С 1 июля 2022 года по настоящее время - применяется Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу №100 от 20.05.2022 г. «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций».
с 23 февраля 2019 по 1 июля 2022 (3 года 4 месяца) - применялся Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу №366 от 22.11.2018 г. «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
С 22 июля 2011 до 23 февраля 2019 (7 лет 10 месяцев) - применялся Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу №59 от 17.02.2011 г. «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
* Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения);
- организаторы азартных игр;
- операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
- операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- адвокаты; нотариусы; аудиторские компании; индивидуальные аудиторы; доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица; исполнительные органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда); лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, телефон +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram), telegram-канал, почта info@law115.ru
Комментариев пока нет