Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Операции ломбардов с ювелирными изделиями, подлежащие обязательному контролю

Операции ломбардов с ювелирными изделиями, подлежащие обязательному контролю

В соответствии с нормой пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ломбарды, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в ломбардах, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом особенностей, указанных в данном пункте.

На основании изменений, внесенных Федеральным законом № 208-ФЗ от 13.07.2020 в Федеральный закон № 115-ФЗ, перечень операций, подлежащих обязательному контролю, стал дифференцированным для субъектов, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и соотносится с видами осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в ред. Федерального закона № 208-ФЗ) обязательному контролю подлежит операция с движимым имуществом по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемая на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте (так называемое пороговое значение).

В свете новых январских изменений к нам в компанию продолжают поступать вопросы от ломбардов по применению абзаца 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции от 10.01.2021) в части заполнения полей в формализованных электронных сообщениях (ФЭС) при направлении сведений по операции с движимым имуществом - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей в уполномоченный орган: - в разделе «сведения об операции» дата совершения операции:

«Какую дату необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества? - раздел «основание совершение операции». В данном разделе необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа? – должен ли ломбард суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должен, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих двух абзацах. Как быть в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).»

В Федеральном законе №115-ФЗ и в нормативных актах ЦБ РФ ответы на вышеперечисленные вопросы отсутствуют. Единственным документом, где подробно рассматривается вопросы по представлению сведению об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежащими обязательному контролю, является информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016, содержание которого согласно с Федеральной пробирной палатой.

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 г. №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»

Письмо 50

Но в декабре 2020 года Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (ДФМиВК) опубликовал свою позицию по рассматриваемым вопросам в ответе от 11.12.2020 № 12-4-4/5356. В ответе ДФМиВК сообщает, что что с 10.01.2021 год подлежать обязательному контролю должна каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 11.12.2020 № 12-4-4/5356

Ответ ДФМиВК

К обозначенным договорам также относятся протоколы о результатах торгов, имеющие силу договора (пункт 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у некредитной финансовой организации не возникает.

При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» формализованного электронного сообщения – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).

Таким образом, ДФМиВК в отличие Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной пробирной палаты занимает совершенно противоположную позицию по ключевым вопросам представления сведения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Сравнительный анализ

Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (ДФМиВК) от 11.12.2020 № 12-4-4/5356

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 г. №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»

 

1. По мнению ДФМиВК для ломбардов обязательному контролю подлежит исключительно операция по передаче товара на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Обязательному контролю должна каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.

Обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его (п. 4 письма №50)

2. По мнению ДФМиВК у ломбардов не возникает обязанности суммировать операции и вести их учет нарастающим итогом, то есть достаточно представить сведения один раз, когда сумма операции будет равна или превысит пороговое значение.

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у некредитной финансовой организации не возникает.

 

В случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация (индивидуальный предприниматель) представляет сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 8 письма)

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ.  Телефон  +7(952) 045-74-83 WhatsApp, Telegram, Viber. Почта info@law115.ru

Теги ломбард операции подлежащие обязательному контролю
Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить