В соответствии с нормой пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ломбарды, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в ломбардах, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом особенностей, указанных в данном пункте.
На основании изменений, внесенных Федеральным законом № 208-ФЗ от 13.07.2020 в Федеральный закон № 115-ФЗ, перечень операций, подлежащих обязательному контролю, стал дифференцированным для субъектов, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и соотносится с видами осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в ред. Федерального закона № 208-ФЗ) обязательному контролю подлежит операция с движимым имуществом по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемая на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте (так называемое пороговое значение).
В свете новых январских изменений к нам в компанию продолжают поступать вопросы от ломбардов по применению абзаца 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции от 10.01.2021) в части заполнения полей в формализованных электронных сообщениях (ФЭС) при направлении сведений по операции с движимым имуществом - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей в уполномоченный орган: - в разделе «сведения об операции» дата совершения операции:
«Какую дату необходимо указывать: дату договора (дату вступления договора в силу) или дату получения денежных средств, или дату передачи имущества? - раздел «основание совершение операции». В данном разделе необходимо указывать реквизиты (вид документа, наименование вида документа, наименование иного вида документа, номер документа, дату документа, краткое содержание документа) договора/протокола в рамках которого произведена операция, или товарной накладной, или счета, или иного документа? – должен ли ломбард суммировать операции менее 600 000 рублей, как в рамках одного договора, так и в рамках разных договоров и предоставлять сведения в уполномоченный орган при достижении пороговой суммы в 600 000 рублей, руководствуясь информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016. Если должен, то каким образом заполнять поля, указанные в предыдущих двух абзацах. Как быть в случае наличия договора (протокола) с указанной общей суммой, так и в случае рамочного договора (без указания общей суммы).»
В Федеральном законе №115-ФЗ и в нормативных актах ЦБ РФ ответы на вышеперечисленные вопросы отсутствуют. Единственным документом, где подробно рассматривается вопросы по представлению сведению об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежащими обязательному контролю, является информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу № 50 от 10.02.2016, содержание которого согласно с Федеральной пробирной палатой.
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 г. №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»
Но в декабре 2020 года Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (ДФМиВК) опубликовал свою позицию по рассматриваемым вопросам в ответе от 11.12.2020 № 12-4-4/5356. В ответе ДФМиВК сообщает, что что с 10.01.2021 год подлежать обязательному контролю должна каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора.
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 11.12.2020 № 12-4-4/5356
К обозначенным договорам также относятся протоколы о результатах торгов, имеющие силу договора (пункт 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у некредитной финансовой организации не возникает.
При направлении сведений в Росфинмониторинг в качестве даты совершения операции указывается дата передачи имущества, а в показателе «Основание совершения операции» формализованного электронного сообщения – документы, подтверждающие передачу имущества (акт приема-передачи, товарная накладная и иные), а также соответствующий договор (протокол торгов).
Таким образом, ДФМиВК в отличие Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной пробирной палаты занимает совершенно противоположную позицию по ключевым вопросам представления сведения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (ДФМиВК) от 11.12.2020 № 12-4-4/5356 |
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 г. №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»
|
---|---|
1. По мнению ДФМиВК для ломбардов обязательному контролю подлежит исключительно операция по передаче товара на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора. |
|
Обязательному контролю должна каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – договор) на сумму равную или превышающую пороговое значение, вне зависимости от того, определена ли в договоре общая сумма договора. |
Обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его (п. 4 письма №50) |
2. По мнению ДФМиВК у ломбардов не возникает обязанности суммировать операции и вести их учет нарастающим итогом, то есть достаточно представить сведения один раз, когда сумма операции будет равна или превысит пороговое значение. |
|
Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у некредитной финансовой организации не возникает.
|
В случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация (индивидуальный предприниматель) представляет сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 8 письма) |
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 WhatsApp, Telegram, Viber. Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет