Вопрос о надлежащем исполнении финансовыми организациями обязанности об идентификации бенефициарных владельцах не перестает интересовать Банк России. Так, 7 ноября 2017 года на официальном сайте Банка России было опубликовано Указание Банка России от 05.10.2017 N 4568-У "О внесении изменения в главу 3 Положения Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 N 48721).
18 ноября 2017 года рассматриваемый документ вступает в силу. Соответственно до 18 февраля 2018 года нужно утвердить новую редакцию правил внутреннего контроля. Вы можете заказать у нас готовую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ для Вашего вида деятельности.
Подробнее о стоимости и сроках подготовки документации для Вашего вида деятельности можно узнать по электронной почте info@law115.ru или по телефону 8(843) 265-52-32, 209-05-31.
Согласно данному документу глава 3 Положения Банка России от 15.12.2014 года №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение №445-П), дополнена новым пунктом 3.7 следующего содержания:
"3.7. Некредитная финансовая организация в анкете (досье) клиента фиксирует как информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), представленные клиентом (представителем клиента), так и информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента, установленные некредитной финансовой организацией по результатам анализа совокупности имеющихся у некредитной финансовой организации документов и (или) информации о клиенте, в том числе полученные ею при использовании доступных на законных основаниях источников информации.".
Напомним, что Положение №445-П содержит специальные пункты 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, которые подробно регламентируют исполнение обязанности по идентификации бенефициарных владельцев, предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Так, Положением №445-П установлено, что некредитная финансовая организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем в случае, если физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо физическое лицо имеет возможность контролировать действия клиента с учетом, в частности, наличия у физического лица права (возможности), в том числе на основании договора с клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче займов (кредитов), гарантий и так далее), а также финансовых операций.
Некредитная финансовая организация вправе определить также иные факторы наличия у физического лица возможности контролировать действия клиента, на основании которых такое физическое лицо будет признано некредитной финансовой организацией бенефициарным владельцем клиента.
Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у некредитной финансовой организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.
В случае если в результате принятия предусмотренных Законом №115-ФЗ и ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого клиента, в решении некредитной финансовой организации о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления некредитной финансовой организацией бенефициарного владельца.
Сведения о результате принятых некредитной финансовой организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента - физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента - физического лица также решение некредитной финансовой организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента - физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента.
Аналогичные изменения внесены в Положение Банка России от 02.03.2012 г. №375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Так, в Положение №375-У был добавлен пункт 3.7 следующего содержания:
"3.7. Кредитная организация в анкете (досье) клиента фиксирует как информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), представленные клиентом (представителем клиента), так и информацию и (или) сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента, установленные кредитной организацией по результатам анализа совокупности имеющихся у кредитной организации документов и (или) информации о клиенте, в том числе полученные ею при использовании доступных на законных основаниях источников информации.".
Указание Банка России от 05.10.2017 №4567-У "О внесении изменения в главу 3 Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 N 48720) также вступает в силу 18 ноября 2017 года.
Нужно отметить, что по вопросу надлежащего сбора сведений о бенефициарных владельцах Банк России уже высказывался в июле 2017 года в методических рекомендациях Банка России от 27.06.2017 г. №12-МР "По идентификации кредитным организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц".
ЦБ России отметил, что кредитные организации и поднадзорные Банку России некредитные финансовые организации применяют формальные подходы к принятию мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц. Нередки случаи, когда меры по идентификации бенефиарных владельцев не принимаются, а в качестве бенефициарного владельца клиента - юридического лица признается его единоличный исполнительный орган. Между тем, Закон №115-ФЗ и Положение №445-П прямо указывают, что признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.
С учетом этого, в целях повышения эффективности мер, принимаемых организациями в рамках реализации мероприятий по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов - юридических лиц, Банк России обращает внимание на необходимость проведения анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о физическом лице до признания такого физического лица бенефициарным владельцем клиента и рекомендует осуществлять следующие действия:
- использовать информацию о бенефициарных владельцах клиентов - юридических лиц, получаемую клиентами в результате реализации требований статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ, наряду со сведениями, которые организации получают самостоятельно, обращаясь к доступным им на законных основаниях источникам информации;
- в случае непредставления клиентом - юридическим лицом сведений о своем бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в "автоматическом" порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. Так как на практике не исключены случаи, когда единоличный исполнительный орган может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что единоличный исполнительный орган соответствует критериям, определенным статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ;
- реализовывать полный комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, по выявлению и идентификации бенефициарного владельца клиента, в случае, когда у организации имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем такого клиента является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, либо в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициарном владельце;
- фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента;
- фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом - юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента - юридического лица, установленные организацией.
На основании вышеперечисленных изменений в нормативных актах Банка России в сфере ПОД/ФТ организациям, поднадзорным ЦБ нужно подготовить новую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, провести внеплановый инструктаж с сотрудниками, а также внести изменения в анкеты (досье) клиента, бенефициарного владельца, мотивированное заключение по бенефициарному владельцу, запрос клиенту о предоставлении сведений о бенефициарном владельце.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, E-mail: kharisov.i@law115.ru
Комментариев пока нет