В данной статье я предлагаю обсудить особенности ведения комиссионной торговли и скупки ювелирных изделий.
Уже на протяжении 6 лет (2015-2021 гг) наша компания оказывает юридические услуги по регистрации комиссионных магазинов в разных регионах России. За этот период у нас накопилось много полезной информации, которой бы я (как куратор данного проекта) хотел бы с Вами поделиться. Сразу, нужно отметить, что многие предприниматели рассматривают комиссионную торговлю как альтернативу ломбардной деятельности. Объясняется это тем, что система расчетов с населением в комиссионном магазине и в ломбарде очень похожи, но вместе с тем имеют свои отличительные особенности. Чтобы Вы себе четко представляли, чем отличается ломбард от комиссионного магазина, я предлагаю начать статью с небольшой таблицы, в которой отражены отличительные признаки этих двух видов деятельности. Думаю, что для Вас она послужит памяткой в Вашей работе.
Основные отличия комиссионного магазина и ломбарда
Комиссионный магазин |
Ломбард |
1. Правовое регулирование деятельности |
|
Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» |
Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах»
|
2. Стороны |
|
Комитент (физическое лицо) и Комиссионер (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо – комиссионный магазин). |
Заемщик (физическое лицо) и Заимодавец (юридическое лицо – ломбард). |
3. Документальное оформление отношений |
|
Договор комиссии (в двух экземплярах для комитента и комиссионера) |
Залоговый билет и договор займа в табличной форме в соответствии с требованиями Указания Банка России от 23.04.2014 г. №3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)" (в двух экземплярах для заемщика и заимодавца) |
4. Организационно-правовая форма |
|
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо |
Юридическое лицо (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ) |
5. Режим налогообложения |
|
Комиссионный магазин вправе выбрать любой режим налогообложения, в том числе специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, ПСН) в зависимости от выбранной организационно-правовой формы и ограничений установленных Налоговым кодексом РФ. |
Общий режим налогообложения (ОСНО). В соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ ломбарды не вправе применять упрощенную систему налогообложения. |
6. Отчетность |
|
«Стандартная» отчетность в налоговые органы в зависимости от режима налогообложения и отчетность в ПФР, ФСС и органы статистики. В случае если комиссионный магазин принимает на комиссию от населения ювелирные изделия то он обязан представлять дополнительно специальную отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу по форме 110 3-ФМ «О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества». |
Отчетность в налоговые органы согласно общему режимы налогообложения (отчеты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость каждый квартал), отчеты в ПФР, ФСС и органы статистики. Специальная отчетность в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 30.12.2015 г. №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (квартальная отчетность) и в соответствии с Указанием Банка России от 09.07.2015 №3719-У (ежемесячная отчетность). Специальная отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу по форме 3484-У 04 «О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества». |
7. Режим работы |
|
Режим работы комиссионного магазина не ограничен. Комиссионный магазин имеет право в отличие от ломбарда вести деятельности круглосуточно – 24 часа в сутки. |
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ режим работы ломбарда ограничен. Так, ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество) |
8. Порядок реализации принятого имущества от населения |
|
В отличие от ломбарда для комиссионного магазина не установлены специальные требования к реализации вещей, которые были приняты на комиссию. Порядок реализации вещей, принятых от населению на комиссию устанавливается договором комиссии. |
Главой 4 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ установлен специальный порядок реализации невостребованных вещей. 1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока. 2. По истечении льготного срока в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной. 3. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. |
9. Доходы от вида деятельности |
|
Если основным доходом ломбарда являются проценты, полученные по договору займа, то доходом комиссионного магазина является комиссионное вознаграждение, полученное от продажи вещей, принятых на комиссию, а также суммы, которые комитент возмещает комиссионеру за предпродажную подготовку товара и его хранение. |
Процент по договору займа. |
10. Ограничения доходов от вида деятельности |
|
Доходы комиссионного магазина не ограничены нормативными актами. |
Процентная ставка по договору займа ограничена предельными значениями, которые устанавливает Банк России ежеквартально. |
Таким образом, сравнительный анализ комиссионной торговли и ломбардной деятельности указывает на то, что комиссионный магазин для предпринимателя является более выгодным бизнес-проектом, чем ломбард, по причине низкой административной нагрузки.
Вам также может быть интересно:
Однако, несмотря на простоту работы комиссионного магазина, предпринимателям нужно быть очень внимательными при выборе рекламы. Комиссионные магазины часто поддаются соблазну употреблению в своих рекламных материалах таких терминов как «ломбард», «залог», «заем», «заемщики», «заимодавцы», «процентная ставка». Более того многие комиссионные магазины используют термин «Ломбард» на своих рекламных щитах перед входом в офисное помещение. Это «заимствование» терминов объясняется тем, что у населения сформировался определенный образ мышления, что свои финансовые вопросы они могут решить исключительно в ломбарде или в других похожих организациях - микрофинансовой организации, кредитном потребительском кооперативе, банке. Однако, указанное заимствование терминов недопустимо.
Так как, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов могут заниматься исключительно банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, микрофинансовые организации и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Комиссионные магазины и пункты скупки ювелирных изделий, которые будут заниматься выдачей займов населению и заниматься «заимствованием» терминологии могут быть привлечены к административной ответственности за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов по статье 14.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, согласно указанной статьей осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Обратите внимание, что комиссионные магазины, которые занимаются «заимствованием» терминов из ломбардной деятельности рискуют быть привлеченными к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе по статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно данной статье нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В отличие от комиссионного магазина, работающего по модели ломбарда, легальным видом деятельности является скупка ювелирных изделий. Но для осуществления скупки требуется получить лицензию в Федеральной пробирной палате и обучить своих сотрудников.
Вам также может быть интересно:
Если Вы сомневаетесь, что правильно ведете рекламную компанию по продвижению услуг своего комиссионного магазина и используете правильно составленный договор комиссии обращайтесь к нашим специалистам.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru