Если Вы оказываете услуги физическим лицам или продаете им товары по гражданско-правовому договору, то в этом случае Вам требуется проверить содержание своих договоров, в том числе публичных оферт на соответствие новым требованиям Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей».
С 1 сентября 2022 года Закон о защите прав потребителей установил 14 недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя – физического лица:
1. Условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий).
2. Условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров.
Напомним, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
3. Условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
4. Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
5. Условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров.
6. Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя.
7. Условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг).
8. Условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
9. Условия которые уменьшают размер законной неустойки.
10. Условия, которые ограничивают право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества.
11. Условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом.
12. Условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя.
13. Условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.
14. Условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).
Перечисленные изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2022 г. №135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным закон от 15.07.2022 г. №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, телефон +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Skype, ICQ), telegram-канал, почта info@law115.ru
Комментариев пока нет