30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. №470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г. В этой статье мы рассмотрим указанные изменения применительно к некредитным финансовым организациям. Напомним, что к финансовым организациям относятся ломбарды, МКК, МФК, КПК, СКПК, НПФ, УК, страховые брокеры, страховые компании, ломбарды и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Сразу отметим, что новые изменения предполагают утверждение новой редакции правил внутреннего контроля некредитными финансовыми организациями до 30 июня 2018 года. Наши оказывают помощь в разработке правил внутреннего контроля. Подробнее о стоимости наших услуг и сроках подготовки новой редакции ПВК по ПОД/ФТ по электронной почте info@law115.ru
Итак, во-впервых, напомним, что в соответствии с абз. 1 п. 13 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ некредитные финансовые организации, обязаны документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) сведения обо всех случаях отказа от проведения операций клиента, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции в соответствии с требованиями Указания Банка России №3484-У от 15.12.2014 г. "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Для представления указанных сведений применяется формализованное электронное сообщение 3484-у 08 (версия 1.3).
В соответствии с новым абз. 2 п. 13 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ при устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в Росфинмониторинг, некредитная финансовая организация, обязана представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
В случае принятия некредитной финансовой организацией решения об отказе от проведения операции, клиент с учетом полученной от указанной организации информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции.
В свою очередь финансовая организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом (п. 13.4 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).
Процедура «обжалования» решения некредитной финансовой организации о невозможности устранения оснований отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
В случае получения от некредитной финансовой организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом, клиент указанной финансовой организации вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации (абз. 1 п. 13.5 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).
Требования к заявлению, состав межведомственной комиссии, порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения будут установлены Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. При этом общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, не может превышать двадцать рабочих дней со дня обращения заявителя.
До рассмотрения по существу заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, межведомственная комиссия обязана предварительно запросить соответствующую финансовую организацию, а финансовая организация обязана представить в сроки, установленные межведомственной комиссией в запросе, мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции, а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. При этом устанавливаемый межведомственной комиссией срок исполнения финансовой организацией требования о представлении обозначенных мотивированных обоснований не может быть менее трех рабочих дней (п. 13.6 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом (заявителем), а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
После получения финансовой организацией решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, такая финансовая организация обязана представить в уполномоченный орган сведения об устранении указанных оснований в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания. А в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции.
Справочно: Основания отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
Также напоминаем, что справочник кодов причин отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции установлен приложением №3 документа «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Положением Банка России от 20 июля 2016 г. N 550-П "О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».
Код |
Причина |
Юридическое лицо |
|
1001 |
Юридическое лицо зарегистрировано и (или) находится по адресу массовой регистрации (за исключением административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) |
1002 |
Юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом |
1003 |
Юридическое лицо зарегистрировано по адресу места жительства единоличного исполнительного органа |
Руководитель/учредитель/представитель |
|
2001 |
Постоянно действующий исполнительный орган либо лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа отсутствуют по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц |
2002 |
Одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица |
2003 |
Физическое лицо, являющееся руководителем/учредителем/представителем юридического лица, одновременно выполняет аналогичные функции в нескольких юридических лицах |
2004 |
Руководитель/учредитель/представитель включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (экстремизм) |
2005 |
Руководитель/учредитель/представитель включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (терроризм) |
Документы |
|
3001 |
Представлен неполный комплект документов |
3002 |
Представлены недостоверные документы |
3003 |
Представлены документы с признаками фиктивности и (или) подделки |
3004 |
Не предоставлены документы, раскрывающие смысл операции |
Документы, удостоверяющие личность |
|
4001 |
Не представлен документ, удостоверяющий личность |
4002 |
Представлен документ, удостоверяющий личность, с признаками фиктивности и (или) подделки |
4003 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (истек срок действия) |
4004 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (изъят, уничтожен, взамен выдан новый) |
4005 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (выдан с нарушением) |
4006 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (технический брак) |
4007 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (числится в базе утраченных и похищенных документов, удостоверяющий личность) |
4008 |
Документ, удостоверяющий личность, признан недействительным (в связи со смертью владельца) |
Иные основания |
|
0000 |
Наличие иных оснований |
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.
Комментариев пока нет