Сегодня мы хотим с Вами поделится информацией, которую нам предоставил один из наших постоянных клиентов. Но в начале, расскажем о ситуации, в которой он оказался. Наш клиент (Продавец) заключил с контрагентом (Покупателем) договор на поставку товара. Товар был доставлен Продавцом в сроки, предусмотренные договором. В свою очередь Покупатель оплатил полученный товар.
Далее произошло следующее. Через некоторое время Покупатель предъявил к Продавцу требование о возврате, уплаченной за товар денежной суммы, в связи выявленными недостатками в товаре. Продавец отказался возвращать стоимость товара.
После этого к Продавцу поступили требования о возврате, уплаченной за товар денежной суммы, в связи выявленными недостатками в товаре, а также неустойки за нарушение сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы по договору поставки от третьего лица (назовем его «Юрист»). Между Покупателем и Юристом был заключен договор уступки права требования, по условиям которого Покупатель (цедент) уступает, а Юрист (цессионарий) принимает на себя право требования к Продавцу исчисленной неустойки за нарушение сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы по договору поставки, и, соответственно, уплаченной за товар денежной суммы.
Как стало известно, позднее Юристом является коммерческая организация, которая специализируется на спорах взыскания задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателях на профессиональной основе через покупку долга у своего клиента.
Таких юридических компаний в России становится все больше. Более того они даже проводят E-mail-рассылки и SMS-рассылки своих услуг предпринимателям и физическим лицам. Разумеется, их деятельность носит законный характер, но в большинстве случаев, эти компании умышленно «затягивают» сроки подачи исковых заявлений в целях увеличения сумм неустойки, пени и штрафов. Кроме этого, с этими лицами вести переговоры о мировом соглашении куда труднее, чем со своими клиентами, которым можно предложить какие-нибудь компенсации за доставленные неудобства без ущерба бюджету компании.
Вы, конечно, скажете, а что мешает нам включить в договор пункт о запрете уступки права требования. Но, самое интересное, что абз. 3 ч. 2 ст. 382, ч. 3 ст. 388 Гражданского кодекса РФ разрешает уступку права требования при наличии ее запрета в договоре. Как быть в этой ситуации, при условии, что судебная практика, не готова признавать запрет на уступку, в качестве основания для ее недействительности
Чтобы минимизировать Ваши финансовые потери при взаимодействии с контрагентами предлагаем Вам следующее решение этого вопроса.
На наш взгляд, целесообразным может быть включение в договор условий, не просто запрещающих уступку из договора без согласия, но условий, предусматривающих последствия нарушения этого запрета.
Такими последствиями может быть штраф за уступку прав из договора без согласия кредитора, в том числе право должника удержать такой штраф с сумм, причитающихся цессионарию.
Возможность установления такого штрафа прямо предусмотрена п. 3 ст. 388 ГК РФ, в котором указано, что соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.
Таким образом, если при нарушении договорного запрета на уступку не удается оспорить договор уступки, то у должника, по крайней мере, возникает возможность взыскать штраф с кредитора-цедента, что может в какой–то части ограничить такую уступку, а при расчете сальдо встречных обязательств, отнести указанный штраф на кредитора.
Если Вас интересует проверка Вашего договора и включение в него необходимых формулировок о запрете уступки и ответственности за ее нарушение обращайтесь к нашим специалистам по электронной почте info@law115.ru
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.
Комментариев пока нет