27 января 2018 года вступил в силу Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций. При этом, нужно отметить, что указанный стандарт предъявляет разные требования к системе управления рисками МКК и МФК. Так, одно из отличий состоит в том, что в МФК должно быть сформировано подразделение по ПОД/ФТ, а в МКК назначен единственны сотрудник в лице риск-менеджера.
В соответствии с пунктом 2.2 Базового стандарта по управлению рисками микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, и МФК обязаны сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками (далее - подразделение риск-менеджмента). Таким образом, МКК при достижении суммы задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо в случае получения статуса МФК, обязана сформировать подразделение риск-менеджмента в течение трех месяцев с момента окончания календарного года, в котором сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам превысила эту сумму, либо с даты получения статуса МФК.
|
Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам более одного миллиарда рублей |
Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей |
Микрофинансовая компания |
Риск-менеджер |
- |
+ |
- |
Подразделение риск-менеджмента |
+ |
- |
+ |
Соответственно микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей обязана назначить риск-менеджера и разработать должностную инструкцию риск-менеджера на основании профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2015 г. №591н. В свою очередь микрофинансовая компания обязана создать подразделение риск-менеджмента, разработать положение о подразделении риск-менеджмента и должностные инструкции сотрудников указаного подразделения. Возможные наименования должности риск-менеджера: специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента), риск-менеджер, методолог по рискам, координатор по рискам, эксперт по рискам, руководитель (начальник) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента).
Наши специалисты разработали методическое пособие, которое в том числе включает в себя шаблоны указанных должностных инструкций и положение о подразделении риск-менеджмента.
Основная цель профессиональной деятельности риск-менеджмера:определение событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон.
Рассмотрим трудовые функции специалиста по управлению рисками:
1. Разработка отдельных направлений риск-менеджмента:
- Определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск.
- Документирование процесса управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.
- Поддержка процесса управления рисками для ответственных за риск сотрудников организации.
- Разработка методической и нормативной базы системы управления рисками и принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.
2. Обеспечение эффективной работы системы управления рисками:
- Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации
- Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения
- Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения
- Разработка системы управления рисками
- Внедрение системы управления рисками
- Эксплуатация системы управления рисками
- Поддержание устойчивого функционирования системы управления рисками
- Разработка совместных предложений по вопросам управления рисками со всеми участниками процесса управления рисками и консультирование сотрудников по вопросам управления рисками
- Обучение сотрудников в области управления рисками и развитие культуры управления рисками
3. Методическая разработка, поддержание и координация процесса управления рисками:
- Разработка методических документов
- Консультирование по вопросам управления рисками в организации
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам управления рисками и публичное представление организации в средствах массовой информации в части риск-менеджмента
- Поддержание и совершенствование культуры управления рисками в организации
4. Построение и контроль процесса управления рисками:
- Руководство созданием методологии системы управления рисками, формирование основных принципов корпоративных нормативных актов по управлению рисками
- Координация работ по внедрению единой политики организации в области управления рисками
- Создание организационной структуры системы управления рисками
- Координация работ по технико-информационному обеспечению системы управления рисками
- Управление кадровым составом системы управления рисками
- Контроль процесса предоставления отчетности по рискам в организации
- Контроль процессов управления в чрезвычайной ситуации, антикризисного управления и управления непрерывностью бизнеса
- Оценка адекватности воздействия на риски (страховой защиты, хеджирования, гарантий)
- Координация процесса выполнения планов и бюджетов реагирования на риск
- Развитие культуры управления рисками в организации
5. Стратегическое корпоративное управление рисками:
- Определение стратегии организации в части развития и поддержании системы управления рисками
- Установление предельно допустимого уровня риска на стратегическом уровне
- Определение целей системы управления рисками организации
- Контроль системы управления рисками
- Определение направлений развития корпоративной культуры в части управления рисками
- Определение целей и основных мероприятий по вопросам устойчивого развития и социальной отчетности организации в части управления рисками.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель отдела финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.
Комментариев пока нет