В августе 2020 года изменились правила идентификации клиентов некредитных финансовых организаций* в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 6 июля 2020 №5495-У*. На основании указанных изменений финансовые организации обязаны утвердить до 23 ноября 2020 года новую редакцию правил внутреннего контроля. Кроме утверждения новой редакции правил внутреннего контроля следует провести целевой (внеплановый) инструктаж с сотрудниками по указанным изменениям. Реестр всех инструктажей за 2020 год можно приобрести у нас на сайте.
Теперь рассмотрим какие изменения и дополнения нужно будет отразить в правилах внутреннего контроля:
В новой редакции Положения Банка России от 12 декабря 2014 № 444-П* (далее Положение №444) Банк России разрешил не проводить идентификацию представителя в отдельных случаях. Так, некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать представителя, являющегося единоличным исполнительным органом (руководителем) следующих клиентов:
- органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения находящегося в их ведении, государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
- международной организации, иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающего самостоятельной правоспособностью;
- эмитента ценных бумаг, допущенного к организованным торгам, который раскрывает информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- иностранной организации, ценные бумаги которой прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
- иностранной структуры без образования юридического лица, организационная форма которой не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа;
- Банка России;
- иностранной организации, имеющей в соответствии с ее личным законом право оказывать услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента, при условии, что такая организация является резидентом иностранного государства - члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный российским кредитным рейтинговым агентством или международным рейтинговым агентством, а также включена в перечень (реестр) действующих организаций соответствующего иностранного государства.
При этом, указанное правило не применяется в случае, когда у некредитной финансовой организации в отношении вышеперечисленных клиентов, или в отношении операции этих клиентов возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также в случае, если представитель клиента, являющийся единоличным исполнительным органом (руководителем), совершает от имени клиента действия, необходимые для приема клиента на обслуживание, либо совершает от имени клиента операцию с денежными средствами или иным имуществом (п. 1.3.1 Положения №444).
Банк России обязал некредитные финансовые организации определить в своих правилах внутренних контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ способ заверения копий документов, получаемых от своих клиентов (абз. 8 п. 2.4 Положения №444). Например, представляется целесообразным прописать в программе идентификации клиентов способы заверения в случае предоставления копий многостраничных документов. В таких случаях допускается заверение каждого отдельного листа копии документа или прошивка многостраничного документа и заверение его в целом.
При прошивке многостраничного документа необходимо: обеспечить возможность свободного чтения текста каждого документа в подшивке, всех дат, виз, резолюций и т.д.; исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки (пачки) при изучении копии документа; обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой; осуществить последовательную нумерацию всех листов в подшивке (пачке) и при заверении указать общее количество листов в подшивке (пачке) (кроме отдельного листа, содержащего заверительную надпись).
Кроме этого, следует прописать способы заверения документов при получении документов от разных категорий клиентов: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Например, по общему правилу, способ предоставления документов в виде копий, заверенных клиентом, действителен только для клиентов, являющихся юридическими лицами. Не допускается прием копий документов, заверенных клиентом - индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицом. Также не допускается заверение сотрудником некредитной финансовой организации копий с копий документов, так как копия может быть снята только с оригинала документа.
В третьем пункте мы рассмотрим сразу четыре изменения, которые касаются формы анкет – клиентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедуры оценки финансового положения клиента и его деловой репутации.
Во-первых, из сведений, получаемых в целях идентификации клиентов исключен код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (п. 1.6 исключен из приложения №2 Положения №444).
В-вторых, увеличен порог с 1% до 5% владения акциями (долями) юридического лица для сбора сведений об органах юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (п. 2.1 Положения №444).
В-третьих, сведения о финансовом положение клиента могут оцениваться на основании данных о рейтинге клиента, размещенного в сети «Интернет» на сайтах международных рейтинговых агентств и российских кредитных рейтинговых агентств (п. 2.5 Положения №444). В старой редакции российские кредитные рейтинговые агентства назывались национальными рейтинговыми агентствами.
В-четвертых, с 23 августа 2020 года некредитная финансовая организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ должна определить иной вид документов или источник сведений, которые могут быть использованы ей в целях определения деловой репутации клиента, а также в целях обновления сведений о ней (абз. 2 п. 2.6 Положения №444).
Наши специалисты разрабатывают правила внутреннего контроля для всех видов некредитных финансовых организаций:
Правила внутреннего контроля ломбарда.
Правила внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива.
Правила внутреннего контроля сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Правила внутреннего контроля страховой компании.
Правила внутреннего контроля страхового брокера.
Правила внутреннего контроля общества взаимного страхования.
Правила внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда.
Правила внутреннего контроля управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
Правила внутреннего контроля микрокредитной компании.
Правила внутреннего контроля микрофинансовой компании.
Правила внутреннего контроля оператора инвестиционной платформы.
Правила внутреннего контроля операторы финансовой платформы.
* Некредитные финансовые организации: - профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; операторы инвестиционной платформы; ломбарды; операторы финансовой платформы.
* Указание Банка России от 6 июля 2020 №5495-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
* Положение Банка России от 12 декабря 2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
* В том числе выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, иностранными структурами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Комментариев пока нет