В этой статье рассмотрим какие основные мероприятия* нужно провести в конце 2019 года по Федеральному закону №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон №115-ФЗ), чтобы без суеты встретить новый год.
В 2019 году должны быть утверждены несколько редакций правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) добытых преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Так, например, 23 февраля 2019 года вступил в силу приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", который существенно изменил правила проверки клиентов. Следовательно, до 23 марта 2019 года субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны были утвердить новую редакцию правил внутреннего контроля.
После этого, 27 июня 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. №565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц" который вызвал массу дискуссий о необходимости утверждения новой редакции правил по этому закону. Поэтому давайте на нем остановимся поподробнее. Рассматриваемый закон добавил в статью 6 Федерального закона №115-ФЗ новую операцию, подлежащую обязательному контролю. Таким образом, те организации и индивидуальные предприниматели, которые отражают в своих правилах внутреннего контроля весь перечень операций, подлежащих обязательному контролю, должны были до 27 июля 2019 года внести дополнения в свои правила внутреннего контроля.
Другой вопрос нужно ли в правилах внутреннего контроля отражать все операции, о которых следует сообщать в Росфинмониторинг. Безусловно, субъекты Федерального закона №115-ФЗ имеют право в тексте правил внутреннего контроля в полном объеме перечислить операции, установленные статьями 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ. Однако, с моей точки зрения, данный подход не является оптимальным, так как в Федеральный закон №115-ФЗ постоянно вносятся изменения, касающиеся перечня операций, подлежащих обязательному контролю, что, в свою очередь, повлечет необходимость корректировки правил внутреннего контроля. Я бы рекомендовал ограничиться фразой «обязательному контролю подлежат операции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации», что позволит отразить в правилах необходимость осуществления обаятельного контроля.
В январе 2019 год должна быть утверждена программа подготовки и обучения сотрудников на 2019 год вместе с календарным графиком обучения.
За полный 2019 год должно быть направлено в Росфинмониторинг не менее четырех формализованных электронных сообщений о результатах проверки клиентов по санкционным перечням – форма 3-ФМ 04.
В 2019 году специальным должностным лицом должны быть составлены 2 отчета за первое и второе полугодие 2019 года на бумажном носителе. После этого содержание указанных отчетов следует перенести в Личный кабинет РФМ в разделе «Организация внутреннего контроля» - «Отчет о результатах внутреннего контроля».
За 2019 год должен быть направлен первый отчет о рисках отмывания доходов и финансирования терроризма в соответствии с методическими рекомендациями Росфинмониторинга по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями.
В конце 2019 года целесообразно провести проверку на предмет наличия всех проведенных дополнительных и вводных инструктажей.
Напомню, что вводные инструктажи проводятся при приеме на работу новых сотрудников из перечня, утвержденного руководителем организации или индивидуальным предпринимателем по приказу Росфинмониторинга №203 от 3 августа 2010 г. «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В свою очередь дополнительные инструктажи проводятся с сотрудниками при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
К концу 2019 года также следует проверить не истек ли срок прохождения обучения сотрудниками в форме повышения уровня знаний. Напомним, что повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят следующие сотрудники: руководитель организации или индивидуальный предприниматель; бухгалтер; юрист и специальное должностное лицо.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru
* Материал в статье подготовлен для следующих лиц: лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами (далее - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, либо организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Комментариев пока нет